DARPA: запланированное предвидение

Dec 09, 2010 01:54


DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) - Управление передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США, целью которого является сохранение технологического превосходства вооруженных сил США, предотвращение внезапного для США появления новых технических средств вооруженной борьбы, поддержка прорывных исследований, преодоление разрыва между фундаментальными исследованиями и их применением в военной сфере.

Вопреки сложившемуся мнению, DARPA не является уникальным исследовательским центром - она дополняет 3 крупных исследовательских управления видов войск Вооруженных Сил США (ВВС, ВМС, Сухопутные войска), а также больше двух десятков других военных исследовательских центров. Уникальность ДАРПА обеспечивает исключительно междисциплинарная направленность и ориентация на новейшие и экспериментальные технологии.
Основная идея, лежащая в основе современной DARPA, - дать подумать над проблемами обороны и безопасности государства тем, кто ещё об этом не думал - университетам и небольшим хайтек-компаниям. До создания DARPA в 1958 году такие задачи решались за заборами национальных лабораторий Министерства обороны - таких монстров как Лаборатория Линкольна, Лос-Аламосская лаборатория, Калифорнийский исследовательский центр Армии США и т.д., но в 1957 году после запуска советского Спутника стало очевидо, что для непрерывного развития новых технологий необходима дополнительная интеллектуальная поддержка со стороны людей, сосредоточенных в университетах и R&D-отделах частных корпораций. Поэтому люди, ранее занимавшиеся исключительно прикладными или наоборот - теоретическими задачами, через проекты DARPA были вовлечены к обдумыванию и решению действительно передовых задач обороны государства.

Основная задача DARPA - собирать, анализировать потребности обороны, анализировать и формулировать их в виде конктерных научно-технических задач для потенциальных исполнителей - коллективов в университетах, корпорациях и небольших стартапах.
Ключевой успех DARPA обеспечивают менеджеры проектов. Эти люди уникальны - поскольку должны являться не только хорошими учеными, но и одновременно специалистами в области publc relations.

На данный момент в ДАРПА 6 отделов, при этом структура DARPA довольно гибкая - отделы создаются, переформируются и ликвидируются в соответствии с повесткой дня:

1. Адаптивного управления (AEO) - исследования в области построения адаптивных платформ и архитектур, включая универсальные программные платформы, модульные аппаратные средства, многофункциональные информационные системы и средства разработки и проектирования;
2. Оборонных исследований (DSO) - исследования в области фундаментальной физики, новых технологий и приборов на новых физических принципах, энергетики, новые материалы и биотехнологии, прикладной и вычислительной математики, медико-биологические средства защиты, биомедицинские технологии.
3. Инноваций в информационных технологиях (I2O) - информационные системы мониторинга и управления, технологии высокопроизводительных вычислений, интеллектуальный анализ данных, системы распознавания образов, когнитивные системы машинного перевода;
4. Микросистемных технологий (MTO) - технологии электроники, фотоники, микромеханических систем, перспективной архитектуры интегрированных микросхем и алгоритмов распределенного хранения данных;
5. Стратегических технологий (STO) - системы связи, средства защиты информационных сетей, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), устойчивость систем к кибер-атакам, системы обнаружения замаскированных целей на новых физических принципах, энергосбережение и альтернативные источники энергии;
6. Тактических технологий (TTO) - современные высокоточные системы вооружения, лазерное оружие, беспилотные средства вооружений на базе воздушных, космических, наземных и морских платформ, перспективные космические системы мониторинга и управления.

Люди из DARPA

Основанная в 1958 году, DARPA за 50 лет пережила 5 основных трансформаций, каждая из которых была обусловлена изменением внешнеполитической коньюктуры или экономическими мотивами. Каждая такая трансформация сопровождалась появлением в руководстве Управления новых выдающихся людей - проводников реформ. Среди них не было нобелевских лауреатов, выдающихся ученых или изобретателей. Но каждый из них соответствовал эпохе и формировал структуру DARPA в соответствии с технологическими вызовами.

Начало DARPA. 1958 год.



Рой Джонсон,
директор ARPA в 1958-1959 гг.

Рой Джонсон до начала карьеры в оборонке был вице-президентом компании General Electric. В 1958 году он стал первым директором ARPA (1958-1959). Специализируясь на ракетных технологиях, тесно работал с исследовательской группой Вернера -фон-Брауна, принимал участие в создании американской космической программы и ракеты «Юпитер-С»,.
В дальнейшем под его руководством был создан космический отдел Минобороны США - родоначальник NASA.

Первые шаги. 1960-1970



Остин Беттс,
директор ARPA в 1960-1961 гг.

Бригадный генерал Остин Беттс, возглавивший ARPA в 1960 г. стал первым и последним военным, руководившим Управлением. В дальнейшем директорами становились исключительно гражданские служащие - сотрудники Министерства обороны США.
В это же время формируются основные задачи Управления на ближайшее десятилетие. Обусловленные Холодной войной, космической гонки и войной во Вьетнаме (1959-1975), предполагали приоритет прорывных научно-технических решений над практическими задачами, имеющими непосредственное военное применение, а также ставку на независимых и талантливых выдающихся людей. На десятилетие вперед ARPA приняла парадигму, ориентированную на приоритет в фундаментальных исследованиях.



Джек Руина,
директор ARPA в 1961-1963 гг.

Джек Руина, сменивший Остина Беттса в 1961 году, стал третьим директором ARPA. Он закрепил за агентством репутацию элитной организации, уважаемого научного учреждения, занимающейся в основном долгосрочными научно-техническими проектами. Джек Руина верил, что независимость и интеллектуальные качества сотрудников имеют решающее значение для успешного развития, как самой ARPA, так и поддерживаемых ARPA проектов.

Профессор электротехники Университета Иллинойса, Джек Руина ставил научно-технический потенциал проекта выше возможностей его военного применения. Во время своего пребывания в должности, Руина закрепил децентрализованное управление проектами в ARPA, и сформировал систему самостоятельности в реализации научно-технических программ директорами отделов и руководителями проектов.



Роберт Спрулл,
директор ARPA в 1963-1965 гг.

Руководство ARPA поощряло творческое использование сотрудниками существующих в Министерстве обороны США управленческих и экономических механизмов, включая бессрочные ассигнования на НИОКР, инициативные проекты, закупки у единственного поставщика и авансирование долгосрочных контрактов.

К середине 1960-х годов, не смотря на разгар войны во Вьетнаме, ARPA была по-прежнему ориентирована на поддержку долгосрочных фундаментальных исследований, даже если не было непосредственного военного применения.



Чарльз Херцфилд,
директор ARPA в 1965-1967 гг.



Эберрхард Рецин,
директор ARPA в 1967-1970 гг.

К 1970, однако, война во Вьетнаме стала движущей силой в DARPA, стремящейся к перенаправить исследования на военные цели и вызывает обеспокоенность по поводу влияния финансирования обороны на университетские исследования. При президенте Никсоне, Конгресс запретил военным финансирования для любых исследований, которые не имеют "прямое или очевидной связь с конкретной военной функции или операции «(NRC 1999). В ARPA формируется новая парадигма - ориентация на оборонные исследования, имеющие непосредственное прикладное военное применение.



Стив Лукасик,
директор DARPA в 1970-1975 гг.

В 1972 году подписан договор с СССР об ограничении Стратегических наступательных вооружений и Договор по противоракетной обороне. С этого же года ARPA становится официально Defense - появляется DARPA.



Джордж Хаймлер,
директор в 1975-1977 гг.

В 1975 году Джордж Хаймлер стал директором DARPA. По сравнению со своими предшественниками Хаймлер проводил системный подход к планированию и управлению исследовательскими проектами. Он сформулировал пять основных вопросов к программам и проектам DARPA: 1. Что мы пытаемся сделать? Какова проблема, которую мы пытаемся решить? 2. Как это делается сегодня? Какие ограничения накладывает существующий опыт? 3. Что нового в нашем подходе, и почему мы думаем, он будет успешным? Каковы доказательства того, что новый подход будет работать? 4. Предполагая, что мы добьемся успеха, к каким изменениям это приведет? 5. Как много времени это займет? Сколько это будет стоить? Каковы среднесрочные и целевые показатели?

Джордж Хаймлер ввел систему планирования научного результата, ориентации на конкретный результат и соответствие графику исследований. При этом основной целью DARPA стало финансирование прикладных исследовательских проектов, практическая польза от которых для Пентагона была очевидной.



Роберт Фоссум,
директор DARPA в 1977-1981 гг.
В 1980-х годах, после окончания Вьетнамской войны, оборонные задачи уступили место вопросам повышения конкурентноспособности американской экономики, и промышленности в частности.

В США преобладало опасение, что в будущем приоритет в разработке микроэлектроники и компьютерных технологий отойдет Японии, повторив опыт автомобильного сектора. И эти опасения были небезосновательны: к концу 1980-х годов японские вендоры - производители полупроводниковой техники расширяли свой рынок со скоростью 3,1% в год. При этом американские корпорации планировали большинство своих электронных комплектующих закупить именно в Японии.

В США началась кампания по требованию активных действий со стороны правительства, в частности в области изменения законодательства.



Роберт Купер,
директор DARPA в 1981-1985 гг.

Наконец, в 1984 году из под давления антитрестовского законодательства США выводятся кооперация по организации совместных научно-исследовательских работ и консорциумов, содействие обмену научно-техническими достижениями в рамках таких структур и иная кооперация в области развития НИОКР.

В 1987 году 14 предприятий электронной промышленности объединились в консорциум SEMANTECH для кардинального улучшения качества выпускаемой продукции. В следующем 1988 году федеральное правительство ассигновало 100 млн. долларов ежегодно в течение 5 лет на финансирование электронной индустрии.

Успех DARPA в области разработки технологий промышленного производства интегральных схем сделал рентабельным массовое изготовление программируемых кристаллов сложных СБИС-устройств и обеспечил простой интерфейс доступа к производству разработчикам новых электронных устройств американских дизайн-центров.





Роберт Дункан, Рэй Коллдэй, Крэйг Филдс,
директор DARPA в 1985-1988 гг. директор DARPA в 1988-1989 директор DARPA в 1989-1990 гг.

Завершение Холодной войны и распад Советского Союза поставило DARPA в рамки новой парадигмы - закрепление доминирования США в мире, повышение конкурентноспособности национальной экономики, обеспечение для США выхода за рамки международного контроля.

В 1993 году DARPA снова становится ARPA: в США начинается тенденция общего снижения расходов на оборону. ARPA начинает все большее внимание уделять разработке технологий двойного назначения.

И хотя DARPA снова стала Defense в 1996 году, был задан общий дух эпохи - эйфории от собственного успеха, закрепление в мире приоритета американской экономики и ориентация на создание глобальных технологий вооруженной борьбы.






Виктор Рэйс, Гари Денман, Ларри Линн, Фернандо Фернандез,
директор DARPA директор DARPA-ARPA директор DARPA директор DARPA
в 1990-1992 гг. в 1992-1995 гг. в 1995-1998 гг. в 1998-2001 гг.

20 января 2001 года в должность Президента США вступил Джордж Буш и период увлечения технологиями двойного назначения и чисто гражданскими разработками подошел к концу.

Интересно, что еще в июне 2001 года приоритетной задачей обороны США, решение которой возлагалась на DARPA, были «развитие космических технологий и обеспечение безопасности спутниковых систем и ближнего космоса».

Теракты 11 сентября коренным образом поменяли не только видение предмета исследовательской деятельности DARPA - переориентировав миссию на решение тактических задач вооруженных сил, системы высокоточного оружия, информационной безопасности и т.д. Были произведены серьезные структурные изменения, формализованы сложившиеся процедуры, контрактная система DARPA стала значительно более регламентированной, изменились требования к срокам и структуре финансирования проектов.



Энтони Тазер,
директор DARPA 2001-2009 гг.

Под руководством Энтони Тазера прошла одна из самых значительных трансформаций DARPA за все время ее существования. Проблематика была переориентирована на задачи развития оборонно-промышленного комплекса США.

Именно Энтони Тазер сформировал облик той DARPA, которую мы сейчас знаем. Менеджеры DARPA получили большую самостоятельность в участии в проектах, контакты с потенциальными исполнителями НИОКР стали значительно более обширными. Направлению коммуникаций и public affairs стало уделяться самое широкое внимание, в том числе - продвижение результатов проектов в Интернет. Начиная с 2001 года задачи менеджера программ стали включать в себя (1) планирование и организация участие сложившихся поставщиков с университетскими учеными и компаниями стартапами, (2) поддержка процессов обмена знаний между промышленностью через закрытые совещания и семинары, (3) обеспечение сторонней экспертизы новых научно-технологических направлений, и (4) обеспечение менеджерами руководства реализацией проектов на системном уровне.



Регина Дуган, директор DARPA с 2009 г.

Директор DARPA с 2009 г. Регина Дуган, в 1996-2000 - менеджер проектов DARPA. С 2000 г. - основатель стартапа RedXDefense в области технологий обнаружения и деактивации взрывчатых веществ, основатель венчурного фонда Dugan Ventures.

С ее приходом DARPA меняет приоритет в сторону борьбы с терроризмом, национальной безопасности, включая информационную безопасность.

Основные факты о DARPA

• Управления научных исследований Министерства обороны США включают в себя четыре основных структуры - DARPA и три исследовательских управления видов войск (ВВС, ВМС и Армия), созданные на
• Административные расходы DARPA в 2010 году составили 57 млн. долларов, что составляет около 1,5% от общего бюджета Управления.
• В штате сотрудников DARPA - 257 человек, из которых 87 - менеджеры проектов.
• Заработная плата менеджера проекта составляет около 130 000 долларов в год.
• При этом зарплата сотрудников ДАРПА примерно в 1,5 раза превышает средний уровень зарплат в Национальных лабораториях и других управлениях Минобороны.
• Менеджеры проектов напрямую участвуют в научно-исследовательских работах, являясь одновременно научным руководителем, исполнительным директором и директором по маркетингу. При этом среди менеджеров есть выходцы из академического сообщества, промышленных корпораций, бизнес-сообщества и вооруженных сил.
• За свою историю DARPA не менее 5 раз кардинально меняла концепцию работы, приводя ее в соответствие с реалиями.
• Менеджеры проектов DARPA крайне коммуникабельны - все их контакты открыты и каждый разработчик в США может ему написать или позвонить, поделиться своей идеей и принять участие в разработке требований к системам завтрашнего дня.
• Популярность DARPA в мире обеспечивают отлаженные коммуникации - такие как интернет, специальная группа медиа-контента. В целом Министерство обороны США, ЦРУ и другие оборонные ведомства крайне тщательно относятся к расширению штата веб-дизайнеров, специалистов по флеш-технологиям и медиа-редакторов.
• По сравнению с крупными исследовательскими организациями бюджет DARPA сравним с Массачусетским технологическим институтом (бюджет 1,84 млрд. на НИОКР в 2009 г., из которых бюджет Национальной лаборатории Линкольна - 670 млн. долларов) и национальными лабораториями: Национальная лаборатория Лоуренса - 1,6 млрд. долларов, Лос-Аламосская национальная лаборатория - .2,2 млрд. долларов.
• Средний возраст менеджера DARPA - 37 лет.
• Срок контракта менеджера программ - 3-5 лет, что позволяет постоянно привлекать свежую кровь. Поскольку DARPA привлекает около 20 человек в год, поэтому через каждые 7 лет коллектив меняется практически полностью.
• Считается, что DARPA привлекает исключительно университеты и малые корпорации. Это не совсем так и справедливо только для небольших проектов - до 1 млн. долларов. На крупные проекты привлекаются R&D подразделения крупных корпораций, таких как Boeing, Lockheed Martin, BAE Systems и т.д. с вузами и малыми фирмами в качестве подрядчиков. При этом проект получает технологии и мозги крупных корпораций, а корпорации - часть интеллектуальной собственности и фиксированную прибыль от продаж.
http://m-batin.livejournal.com/92684.html

darpa

Previous post Next post
Up