Зачем людям нужен дирижёр?!

Nov 20, 2024 09:47


   Родители мне в детстве рассказывали, что когда-то (кажется после ВОСРа) попытались из всех оркестров убрать дирижёров, но ничего из этого не получилось. Зато получилось, когда попробовали показать духовому оркестру лимон: у них во рту скопилась слюна и они не смогли играть.  Вообще же сам СССР это какой-то такой оркестр без дирижёра и тем не менее всё в итоге получилось. Как вроде бы говорил товарищ Сталин "Учимся понемногу, учимся".  А может это всё Радзинский для красного словца придумал. Ведь придумал же Анатолий Рыбаков будто Сталин говорил, что есть человек есть проблема, ну а нет и нет. Однако писатель имел мужество во всём этом честно сознаться. А вот от Радзинского вы такого не  дождётесь:  умный , конечно, дядечка, но занудный и хитрый.
                                     

Кстати, для небольших оркестров дирижёр реально не нужен: я это в Праге во время выступления королевского оркестра видел. Пиликали они там себе спокойно на своих смычковых инструментах и в ус не дули.

В общем я о специальности дирижёра и понятия не имел пока не посмотрел замечательный документальный фильм "Нота", повествующий о совершенно божественном человеке - Рудольфе Борисовиче Баршае. Такой великолепный дед , я вам скажу. Ведь я вообще документальные фильмы не люблю, а тут прямо не мог оторваться.  И было в этом старике что-то прямо небесное, от Бога. Глаза какие проникновенные! Я потом догадался, что это всё в нём уже в старости появилось. Нашёл фотографии, где он средних лет и там сильный такой у него ещё взгляд , прямо орлиный. Совсем ещё другой.

Давно я уже это всё смотрел и ни разу не пересматривал. Но запомнилось как Рудольф Борисович рассказывал, что музыкой он стал заниматься достаточно поздно (кажется в 11 лет) и его не хотели брать как когда-то М.В. Ломоносова. Ещё вспомнилось, как он, уже будучи достаточно известным музыкантом, где-то был и к нему подошла абсолютно незнакомая очень важная женщина и вдруг как старому знакомому сказала: "Рудик, вы должны заняться исполнением...".  Рудольф Борисович задумался и ...действительно занялся.  А ещё врезалось в память как в момент, когда травили Шестоковича, он пришёл к нему домой с бутылкой красного вина и они просто сидели молча (потому как сказать было совершенно нечего) и пили из бокалов это вино.  А потом он так же молча встал и ушёл.



Но самым интересным оказалось повествование о дирижёрской работе. Я наконец-то понял, что дирижёр - это своего рода интерпретатор необыкновенно сложного музыкального произведения. Мало того, Баршай занимался восстановлением сложнейших сонат.  Это что-то типа восстановления гениальных полотен художников: ты должен догадаться,что было в утраченной части. Совершенно необыкновенная работа!



Краткая биография выдающегося музыканта:

Рудольф Борисович Баршай (26 октября 1924 - 2 ноября 2010) - выдающийся советский, израильский, английский и швейцарский дирижёр, альтист и композитор, известный своими интерпретациями произведений классической музыки. Он оставил значительный след в музыкальной жизни не только России, но и за её пределами. Рудольф Баршай был одним из ведущих российских дирижеров второй половины 20 века, его имя стало синонимом высококлассного дирижирования и глубокого понимания музыки. Его работы и записи, включая исполнения с Ленинградским и Московским оркестрами, были признаны профессиональными критиками за их высочайшее качество. Он также активно занимался записями, включая симфонии Шостаковича и концерты Чайковского, до сих пор считаются эталонами в своем жанре. Его личные качества отличались не только мастерством в музыке, но и глубоким интеллектом и серьезным подходом к каждому произведению, которое он исполнял. За свою долгую и плодотворную карьеру Баршай был удостоен множества наград и званий, он сперва стал Заслуженным артистом РСФСР, а позднее - Народным артистом России. В 1990 году ему было присвоено звание профессора.Его работы и влияние на музыкальное искусство были признаны как в России, так и за рубежом.

Рудольф Баршай создал оркестровые обработки Прокофьева, Шостаковича, Бородина, Чайковского, Бетховена и Баха. Ему также удалось завершить незаконченные произведения Баха ("Искусство Фуги") и Малера ("Симфония  № 10").

Это вот книга воспоминаний с фотографиями если кому-то интересно:

https://itexts.net/avtor-oleg-veniaminovich-dorman/116405-nota-zhizn-rudolfa-barshaya-rasskazannaya-im-v-filme-olega-dormana-oleg-dorman/read/page-1.html

А это сам фильм:

#дирижёр, #Баршай

Previous post Next post
Up