Раннее детство. Часть 4.

Jun 29, 2021 13:18


     Летом родители меня с бабушкой вывозили на дачу.  Первые два лета (когда мне было полтора и два с половиной года) мы ездили на дачу в "Ильинское". То есть я был совсем рядом от своей первой жены, у которой дача находилась в "Удельной".  Как ни странно что-то я от того времени помню.  Например как мы шли с отцом вдоль железной дороги и от неё исходил запах рельсов, который я полюбил на всю жизнь.  Ещё запомнились качели на участке и домик кухни неподалёку.  За забором был какой-то санаторий и из репродуктора днём доносились песни "Научись на гармошке играть",  "А где-то играет , играет гармошка", "Ельничек-Осинничек" (Я называл эту песню "Еничи-Касеничи".  Хозяйкой дачи являлась некая Косовцева.  Я бы, конечно, её фамилию никогда не запомнил, но родители её почему-то часто упоминали.  У Косовцевой было двое детей - мальчики, которые были близки к моему возрасту, но почему-то не говорили. Ещё осталось в памяти, что на участке там были какие-то небольшие рвы (как бы канавки , созданные для каких-то неведомых целей) и я боялся через них перепрыгивать.  Папа пытался меня подбодрить и говорил, что я должен перепрыгивать сам , иначе он уйдёт. Я этого делать не стал и он так и ушёл. Помню как за нами в конце лета приехал грузовик, я радостно воскликнул "Бабушка, за нами грузовик приехал!".  А бабушка вдруг сказала "Нет , это не за нами". Но грузовик -таки приехал за нами и я удивлённо спросил: "Бабушка, а почему ты сказала, что это не за нами?".  А она ответила "А уезжать не хотела!". Что было неправдой: бабушка на дачах проводить время почему-то не любила и с радостью потом возвращалась в Москву.    Ну а в три и четыре года я ездил с бабушкой и родителями в Тарусу (там у маминой тёти - тёте Тани была дача. Эта та самая тётя, которая жила на Арбате). Там на первом этаже поселилась сама хозяйка, а на втором расположились мы.  У дачи был хороший участок с разными деревьями, которые когда-то посадил покойный муж тёти Тани - прямой потомок декабриста Якушкина.  Мы потом как-то вместе с папой составили из листов этих деревьев красивый гербарий.  А уже в конце участка росли и вишни, и яблони, и всякого рода смородина (белая, чёрная и красная). Около забора были сложены свежие доски и папа мне из них сделал два домика, чтобы играть.  Ещё там гуляла средних размеров рыжая собака с пижонской кличкой Джек. Кажется это была собака соседки тёти Юли, но она её зачем-то сюда приводила.  Однажды я схулиганил и шлёпнул Джека металлическим совком по башке, а тот меня в отместку укусил. В итоге мама меня водила в больницу, чтобы сделать уколы.

Каким-то летом мама вдруг решила купить мне тёмные очки.  Детские очки было тогда купить непросто, она их искала вместе со мной где-то на старом Арбате. В итоге нашла, но в Тарусе я их очень быстро где-то разбил и спрятал от взрослых глаз подальше, чтобы не ругались.  Не помню, чтобы меня ругали, значит ,наверное, не нашли.

С самой тётей Таней отношения у меня как-то не сложились: она была очень раздражительной, а я раздражения на себя никогда не выносил. То ей не понравилось, что я взял стул из её комнаты, то я её переспросил что-то не то. В общем меня она не "трогала", хотя мои родители её очень любили.  Мама так помнила её с самого своего детства.  Было ей уже много лет (она ,кажется, 1884 года рождения) и мне запомнилась с вечной палочкой да ещё придерживаемой под локоток.  В семье моего деда было ,кажется, 8 детей. Тётя Таня была самой старшей и единственной сестрой (следующим по возрасту шёл мой дед, который очень её любил). В итоге она прожила дольше всего, прожив где-то до 93-х лет.  В молодости она была толстовкой (время было такое) и вообще являлась человеком крайне образованным: знала множество языков и читала прекрасные книги в подлиннике.  У неё в Матвеевском собирались необыкновенно интересные люди (включая академика Сахарова), но меня по большей части к ней в гости не брали:  наверное я родителям бы там мешал.  Где-то уже лет в 15 мне запомнилось как мы были у тёти Тани в Матвеевском и там был старый уже человек, которого все звали просто Вася Романов. Он был явным диссидентом и всё время рассказывал острые политические анекдоты (Например про человека, который после свержения советской власти всё время заказаывал в ресторане газету "Правда" ,чтобы услышать ,что советскую власть свергли).  Мы потом вышли из гостей все вместе и он мне вдруг и говорит "А хочешь я тебе анекдот про Подгорного расскажу?" (Подгорный в то время был Председателем Президиума Верхновного Совета СССР).  Я радостно согласился.  Мама мне потом рассказала ,что этого самого "Васю" арестовали прямо на выпускном вечере в школе за политический анекдот. Вот ничего человека не меняет!

В то лето ,когда мне было 4 года, вдруг приехали и остановились у соседки тёти Юли Курбатовой ( это вообще-то была другая половина того же самого дома, которую тётя Таня с мужем, когда -то были вынуждены продать за неимением средств) родная бабушкина сестра тётя Надя с дочкой Таней и внуком Димой. Приехали они почему-то совершенно без игрушек и мне пришлось поделиться своими, чего в 4 года делать ещё очень не хочется.  Диме было 2 года и с ним только что случилось несчастье.  Он в детском саду залез на кухне в какой-то котёл с кипятком и обварил пальцы левой руки.  Причём воспитательница сперва испугалась вызывать врача и пыталась что-то сделать сама. В итоге парень лишился четырёх пальцев (Интересно ,что у тёти Юли её сын Славка - ровесник моей мамы, которого она тоже знала всё детство - сын тоже был без четырёх пальцев на левой руке. Но он себе их сам топором отрубил, чтобы в армию не идти. Представляете какая у человека воля?).  В общем все они мне тогда как-то не понравились, тем более ,что игрушками пришлось делиться.  Потом мы как-то все вместе пошли в центр Тарусы и Диме там купили красный пластмассовый автобусик.  Я тут же стал просить бабушку купить мне такой же и бабушка неожиданно возмущённо сказала сестре: "Надя, ну зачем же вы это делаете?!". На что та огрызнулась "Потому ,что Андрюша очень жадный и не хочет делиться игрушками!". Бабушка на это лишь покачала головой.

Но реально запомнился Димин отец Феликс. Вот кто мне по настоящему понравился. Он приехал на мотоцикле (кажется с коляской) и все местные бабы смотрели на него с восхищением. Мне он тоже показался красавцем.  Кроме того, он единственный из их семьи показался мне дружелюбным.  Тётю Таню я потом увидел только через 16 лет на бабушкиных похоронах и мне она уже показалась милой женщиной.  А с Феликсом они потом довольно быстро разошлись.



(Продолжение следует)
Previous post Next post
Up