По мнению депутата Госдумы Вячеслав Тимченко, в 2003-2009 годах была проведена реформа муниципальной власти, которая привела к созданию вполне работоспособной системы управления, но проявились и проблемы, рассказал Тимченко!
И разделил их на два блока: институциональный и финансово-экономический.
В рамках первого блока проявились недостатки устройства МСУ на так называемом втором уровне. Напомню, в соответствии с ФЗ №131 о муниципальной реформе была создана двухуровневая система МСУ. Первый уровень составили городские и сельские поселения. Они территориально входят в муниципалитет второго уровня - муниципальный район. Также существуют городские округа, исполняющие полномочия одновременно и поселения, и района.
В результате получается, что отсутствие в крупных городах первого уровня муниципалитетов зачастую приводило к потере связи между населением и городской властью.
А что касается сельских территорий, то стоит отметить другую проблему, а именно дефицит самостоятельности сельских и городских поселений. В действующей межбюджетной системе, когда львиная доля финансов поступает в муниципалитеты этого уровня сверху, через трансферты, получилось, что самоуправление совершенно несамостоятельно. А стимула для развития собственных территорий практически нет...
«Все, что зарабатывают муниципалитеты, через межбюджетную систему уходит наверх, а потом частично возвращается в виде трансфертов. Конечно, делается это для финансирования прежде всего социальных обязательств государства, а они у нас весьма велики. Но, тем не менее, нельзя оставлять территории без какой-либо мотивации к успеху», - считает парламентарий.
Стоит отметить, что уже давно предлагается передать муниципалам дополнительные отчисления, например, от различных налогов на бизнес.
Уже создана рабочая группа, куда вошли представители Всероссийского совета местного самоуправления, Конгресса муниципальных образований, муниципалы из регионов, депутаты Госдумы.
В конце концов, пускай люди сами скажут, какая система для них наиболее приемлема!