28 ноября 2015 г. в Новосибирске состоялся круглый стол РВС «Задачи восстановления ценностей отечественного образования». Имея возможность присутствовать на нем, хочу в общих словах поделится тем, что мне больше всего запомнилось, отчасти дополняя своими мыслями. На мероприятии собрались представители РВС из Москвы и городов Сибири, работники сферы образования. В докладах были проанализированы программы организаций, комитетов задающих на сегодняшний день мейнстрим образования в России, а также законодательные и правовые аспекты. В частности, были рассмотрены т.н. манифесты «гуманистической педагогики», современное и советское законодательства.
Интересным было сравнение Советского опыта 30-х годов и нынешнего в области образования. Ведь в 30-е годы удалось успешно решить серьезные проблемы, связанные с отставанием школьников по предметам. Тогда в качестве мер на законодательном уровне было принято, например, положение о том, что учитель не должен заниматься рутинной бумажной работой. Также был введен един учебник математики. Сейчас же все работники образования жалуются на то, что бюрократическая работа отнимает уйму времени и на образование как таковое остается значительно меньше времени. Что касается учебников, то, как мы знаем, сейчас множество авторов стремятся написать свои собственные учебники, соответственно существует огромный разброс методов обучения. И далеко не всегда они могут правильно сформировать мышление. В частности, был продемонстрирован учебник математики, в котором почему-то вместо чисел складывались буквы. Приведен пример, когда на русском языке на доске пишутся транскрипции слов, дети их зрительно запоминают и во время заданий они зависают перед выбором: записать слово как слышится т.е. ту саму транскрипцию или как в действительности грамматически правильно.
Были заявлены несколько ключевых позиций из которых следует исходить, решая сложившуюся ситуацию с образованием. Среди них: признание того, что школьник является не личностью и способен сам выбирать как, сколько, каким предметам ему учиться (как это объявляется в манифестах, дорожных картах и программах современных реформаторов образования), а что школьник - формирующаяся личность и задача школы и системы образования состоит как раз в том, чтобы сформировать целостную, всесторонне развитую, взрослую личность. Это необходимо делать путем не только образования, но и воспитания, иначе невозможно передать человеку здоровые социальные нормы и механизмы поведения. Также, исходя из такой постановки задачи, уже нельзя говорить об образовании как об услуге. Образование должно быть доступным для всех и одинаковым для всех. В противном случае мы получим поколения внутри которых властвуют абсолютно разные картины мира, когда школьник не изучавший физику (потому что он или его родители не выбрали ее для изучения в школе) будет, например, считать, что солнце вращается вокруг земли и т.д. При этом возможны и трудности в обучении, ведь для задачи формирования целостной и многосторонне-развитой личности необходима и целостная, разносторонняя и напряженная программа обучения, но, тем не менее, доступная для освоения. Благодаря этому возрастает и роль учителя - он действительно должен научить, а не просто проинформировать ученика.
Была также затронута тема образа человека, формируемого системой образования. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что это чаще всего это образ потребителя. Образование необходимо, говорят некоторые уполномоченные представители системы образования, для того, чтобы воспитать квалифицированного потребителя. Этому образу мы должны противопоставить свой образ, опираясь на Советский опыт, в котором задачей образования среди прочего было формирование человека-творца. Для это, в частности, необходимо трудовое воспитание, поскольку большинство из того, чем мы пользуемся в нашей жизни - продукт чьего-то труда. Но мы должны не просто потреблять эти продукты чужого труда, мы сами должны нечто возвращать обществу и не просто денежный эквивалент. Труд является не только материальной, но и духовной ценностью для человека и то что создается трудом, следовательно, так же не может иметь чисто материальную ценность. Это должно быть, как минимум, простое уважение и, желательно, создание своим трудом полезного для общества. Недаром прозвучала фраза о том, что единственным настоящим трудом является труд ради общественного блага. И сейчас, для осуществления в школах трудового воспитания на законодательном уровне существуют необходимые установки. По большому счету мешают все те же, навязываемые обществу, идеи о воспитании потребителей и образовании как услуге. Следовательно, задачей является формирование в обществе представлений альтернативных этим.
Данный круглый стол был очередным шагом на заявленном пути РВС на съезде летом 2015 г. Напомню, что в резолюции съезда была поставлена задача: к лету 2016 г. разработать и предъявить альтернативную концепцию образования. Работа на местах уже идет: устанавливаются контакты с работниками сферы образования, готовыми содействовать заданной цели, ведутся проработки разных аспектов и вопросов, проводятся значимые мероприятия в городах. На круглом столе были намечены планы по более тесному взаимодействию отделений РВС в городах Сибири и обмену опытом. Надеюсь, нам и правда удастся повернуть губительные процессы, потому что мы видим, как рушится образование, как вместе с ним рушится человек и пока что будущее России в мире далеко не однозначно.