Посмотрел замечательный фильм итальянского режиссера Федерико Феллини «Дорога» (итал. La Strada). Фильм снимался в конце первого десятилетия после окончания второй мировой войны - в 1953-1954 гг., хотя сценарий был написан уже в 1949 году. Сюжет фильма рассказывает о жизни странствующего трюкача Зампано и его спутницы Джельсомины, за которою он заплатил ее матери, чтобы увезти с собой, и обучил ассистировать ему во время выступлений.
Зампано по своему характеру грубый, черствый человек, для которого вся жизнь вращается только вокруг заработка денег от выступлений и провождения вечеров в кабаках. Так и проводит он день за днем объезжая города Италии и ночуя в своем фургоне. Джельсомина - юная девушка со странностями, почти всегда жизнерадостная и в то же время очень ранимая. Однажды даже сбегает, но Зампано возвращает ее и больше она не пытается этого делать, напротив, даже добровольно остается с ним, когда позже появляется возможность остаться в цирке.
В этом цирке они встречают старого знакомого Зампано - канатоходца Матто. В отличии от первого он ведет себя беззаботно и весело, постоянно подшучивает над Зампано. А тот в свою очередь злится и пытается угнаться за Матто. Вскоре за эти перепалки их обоих выгоняют из цирка. Позже они встретятся еще раз на дороге. В этой роковой встрече Зампано бьет Матто, от чего тот неожиданно умирает. Зампано сбрасывает автомобиль Матто с моста, чтобы инсценировать аварию и уезжает. Все это видела и Джельсомина, после этого она надломлена и не может выступать. Тогда Зампано оставляет ее и уезжает.
Действие фильма переносится на несколько лет вперед. Зампано все также разъезжает по городам с представлениями. Однажды он попадает в те места, где когда-то оставил Джельсомину. Он узнает песню, которую та раньше напевала, а теперь поет местная жительница. Он пытается разузнать о судьбе своей бывшей спутницы и ему рассказывают, что она болела и умерла. Тут Зампано осознает, какую страшную ошибку он совершил и впервые в нем пробиваются человеческие чувства. Ночью он приходит к морю и там после самоистязаний начинает рыдать. Так и заканчивается фильм.
Мне фильм напомнил строки из Фауста:
Встань и беги, не глядя вспять!
…
И ты прочтешь в движенье звезд,
Что может в жизни проистечь.
С твоей души спадет нарост…
Ведь это именно то, что происходит с героем фильма - с его души спадает нарост. Нарост черствости, грубости, безразличия. Он становится человечным и наконец переживает боль за других людей. Ведь и нарост то этот появился когда-то из-за боли, и чтобы не чувствовать ее. Поэтому фильм по-настоящему гуманистичный и это - живая классика.
Поделитесь этой публикацией в соцсетях: