Пост Кураева к теме "оскорбляющих чувства верующих" изображений. Понятно, что христиане не пошли бы убивать никого за рисунок, потому что христианский Бог не только не позволяет убивать, но и не поощряет мщение самими верующими. Наш Бог прямо говорит: "Мне отмщение, Я воздам". Хотя, если честно, сложно представить, как повели бы себя христиане времен ревностной веры, если бы римляне-язычники опустились до уровня французских борцов за "свободу слова" с их фекально-генитальным "юмором". Мера ведь и в издевке должна быть, и кто знает, где та грань, за которой и самого мирного человека сорвет с катушек.
И, кстати, интересную мысль тут высказал Кураев: "христиане гонимые человечнее и симпатичнее, чем христиане-при-троне". Это пинок под зад тем "православным", которые истинность своей конфессии пытаются подтвердить тем, что у них создались "великие христианские державы". Они серьезно считают, что неистинность армян, коптов и сирийцев доказывается тем, что у них нет "великих христианских держав". Ну, ну... По уму и экклесиология )))
Оригинал взят у
diak_kuraev в
Важнейшая для истории богословия карикатура В служебных помещениях римского Палатинского дворца - граффити, в котором слуги высмеивают своего сораба за его христианские убеждения. 2-3 век.
Для православного богословия это очень важное свидетельство того, что
а) христиане древности почитали распятие;
б) крест это именно распятие, а не столб (важно для полемики с иеговистами).
Карикатура навеяна теми представлениями об иудаизме и христианстве, которые описаны Тертуллианом:
"Недавно появилось в этом городе совершенно новое изображение нашего Бога. Один гладиатор по найму выставил картину с такою надписью: Deus christianorum Onocoetes. "Бог христиан, ублюдок ослиный". Этот бог имел ослиные уши, на одной ноге у него было копыто, в руке он держал книгу, одет был в тогу. Мы посмеялись и над именем, и над изображением» (Апология, 16).
Интересна реакция христиан: "мы посмеялись". То есть морду гладиатору православные активисты бить не пошли, картину кислотой не облили, и в суд на него не подали.
Так что церковное искусство, равно как и традиция почитания Креста, в православной истории шли издревле, развивались и обогащались.
А вот про нравственное чувство православных столь же оптимистично и однозначно сказать, пожалуй, нельзя. По некоторым признакам и у некоторых имела место скорее деградация.
Какое-то почти общее правило: христиане гонимые человечнее и симпатичнее, чем христиане-при-троне.