Византия после Византии

Jan 12, 2015 13:28

Не могу снова не отметить, что когда Кураев пишет не об Украине или евреях, вдохновившись своим великорусским национализмом и познаниями из путинского зомби-ящика, а о своем - церковном, получается хорошо.



Оригинал взят у diak_kuraev в Как обслужить элиту? Мастер-класс от Чаплина

Беседа "ЭхаМосквы" с о. Всеволодом Чаплиным дарит столь много нам открытий чудных, что она достойна нескольких постов

«Совершенно особое место у епископа, он ходит в золотых ризах, он отделен особым пространством в храме, у него есть трон. И вот это нормально, вот это еще раз говорит о том, что у церкви есть особое служение. Вот я не епископ, я могу бегать по церковному двору в подряснике, а вот епископ уже не может. А, может быть, ему хочется побегать в casual style, но он уже не может. И поэтому есть в церкви разное служение». http://echo.msk.ru/programs/focus/1468446-echo/


Теперь мы знаем, что причина существования в церкви разных служений - это наличие штанов разного цвета.

И ведь какой универсальный аргумент, способный оправдать любое социальное неравенство! Этот сановник кушает на золоте, потому что у него «особое служение».
А этот даже и не знает, какая у него зарплата, потому что «это нормально».
Вот тому барину телохранители создают особое пространство при любом движении его тушки в пространстве - «это еще раз говорит о том, что у нее есть особое служение».

А вот апостолы, выходит, не могли нести особого служения церкви - потому что у них не было ни тронов, ни золотых одежд. И ходили они в самом что ни на есть casual style своей эпохи. Я даже сомневаюсь, была ли у апостола Павла отдельная вип-каюта на корабле. Нет в моей памяти и свидетельств о том, что апостол Иоанн совершал «вечерю любви» в «особом пространстве», огражденном позолоченной решеткой.

Надо понять, что о. Всеволод говорит вовсе не об алтаре, а о манере ограждать епископскую кафедру, стоящую посреди храма, решетками - чтобы прихожане не мешали сложным перестроениям духовенства и кордебалету епископских иподиаконов; причем все эти перестроения вокруг кафедры ни малейшего отношения к таинству Причастия просто не имеют - отчего службы простого священника спокойно обходятся без них.

А вот на епископской службе да - в «особое пространство» особый юноша на особо позолоченном подносе выносит особую расческу, чтобы преемник апостолов смог прилюдно расчесать свою особую бороду…

Исследователи сего вопроса пишут:
«В литературе, адресованной священникам, можно встретить и такие рекомендации: «При открытых дверях или во время стояния посреди храма священник служащий не должен в виду всех заниматься убранством и благоустройством своей головы и лица; все это и подобное должно заблаговременно упорядочить в стороне» (Михайловский 1890: 8-9). Симптоматично, что прилюдное символическое расчесывание волос гребнем посреди храма во время богослужения служило частью ритуального облачения епископа. Уход за собой во время богослужения был допустим только в контексте обряда, как его составная часть, в противном случае, будучи «мирским» делом, расценивался как оскорбление священнодействия. Прилюдные манипуляции священников с волосами во время богослужений чреваты их ошибочным толкованием со стороны прихожан. В 2000 году во время экспедиции в Гдовский район Псковской области мы были свидетелями следующей картины. На почитаемом месте Пещёрка шел молебен. Присутствующие на нем женщины сидели. В какой-то момент священник, продолжая стоять к прихожанкам спиной, решил поправить волосы: он снял резинку со своего «хвоста» и тряхнул головой. Эффект был удивительный: все женщины встали со своих мест и начали креститься, вероятно, полагая, что манипуляции с волосами указывают на какое-то важное место в богослужении». http://www.georghram.ru/statyi/ot_nastoyatelya/oblik_russkogo_svyashhennika/

Помню, как молодой о. Всеволод издевался над этим нашим дивным ритуалом и предлагал варианты особой молитвы для сего священнодействия… Но сейчас наш «церковный министр по делам общества и государства» (это его самохарактеристика в цитируемой передаче) и эти гардеробно-парикмахерские действа, наверно, готов апологетизировать и возводить в ранг "духовных скреп".

Конечно, у Церкви есть особое служение. Но вот почему оно должно выражать себя именно в тронах и золоте?
И у врачей есть особое служение. Поэтому они тоже должны восседать на тронах и ходит в золотой парче? Не стоит ли разработать особый чин встречи главврача, входящего в больницу?
И как же скучна школьная жизнь, где «встречный обряд» при входе учителя в класс ограничивается лишь вставанием учеников с мест (эх, сейчас даже хлопать крышками парт при этом перестали).

Ну ничего - мантии для судей в софринских мастерских уже шьют, так и что и остальных «слуг народа» мы еще научим, что значит быть Византией после Византии.

***
епископ, который не читал про "особое пространство" у Чаплина:


РПЦ, Епископство, Кураев, Греко-православие

Previous post Next post
Up