Как может мать армянина иметь равные права с моей матерью?

Sep 06, 2011 12:50



Армянские храмы и захватническая политика Грузинской православной церкви. Глава 14

  • 5 Сент, 2011 at 9:43 AM







pandukht

Страсти по статусу
Окончание. Начало 14 главы -  здесь.

Между тем, дальнейшие события развивались стремительно. 5 июля на своем внеочередном заседании Парламент Грузии в ускоренном порядке во втором и третьем чтении утвердил июньские поправки в Гражданский кодекс страны, на основании которых статус юридического лица публичного права был присвоен Армянской Апостольской, Римско-Католической и Баптистской церквям, а также мусульманской и иудейской общинам Грузии. Поясним, что юридическим лицом публичного права являются организации, которые, независимо от государственного контроля, имеют право на осуществление политической, государственной, социальной, просветительской, культурной и иной публичной деятельности. И, судя по всему, наибольшей неожиданностью это решение грузинского парламента стало лично для грузинского католикоса, который спустя несколько дней потребовал у грузинских законодателей отмены данного решения, принятого «совершенно неожиданно» для народа и грузинской церкви.

«Всем известно, что особый статус грузинской православной церкви обсуждался в течение многих лет, и он прошел международную экспертизу, чего не было сделано сейчас, - не моргнув глазом, выдал Илия. - Призываю парламент отложить принятие этого закона, так как это важно для государственного обустройства страны».

Довольно странный позыв, учитывая, что, похоже, грузинский католикос все это время был в курсе происходящего. Несмотря на то, что присвоение статуса является прерогативой государства,существовала специальная группа, которая в течение последних месяцев работала над темой присвоения юридического статуса существующим в Грузии конфессиям, и в работе данной группы принимала активное участие грузинская патриархия. По словам ее представителя отца Михаила Ботковели, «у Армянской Церкви не будет такого же статуса, как у Грузинской Православной Церкви, но она получит юридический статус». А архиепископ Великобритании и Ирландии отец Зенон в интервью телекомпании «Маэстро» грустно заметил, что принятие данной законодательной инициативы напрямую связано с пожеланиями Армянской Апостольской Церкви и переговорами МИД РА с властями Грузии, прошедшими в конце июня.
После провокационного выступления грузинского католикоса по столице страны прокатились многолюдные демонстрации и шествия, участники которых заявляли, что их мнение было проигнорировано депутатами парламента, и что они выступают за отмену данного законопроекта и в поддержку католикоса Илии и Грузинской Православной церкви.

По сообщениям агентства ExpressNews, после одного из таких шествий около десятка агрессивно настроенных сторонников ГПЦ устроили нападение и избиение троих армян на проспекте Кетеван Цамебули на Авлабаре. Позднее эта информация была опровергнута, вернее, прошла ссылка на ее неподтвержденность. Однако то, что такие нападения вполне могли иметь место, свидетельствуют выложенные на «YouTube» видеоролики с этих шествий, в которых, к примеру, один из участников под безоговорочное одобрение собравшихся искренне возмущается: «Как может мать армянина иметь равные права с моей матерью?»

Как обычно, подлили масла в огонь и шовинистические реплики грузинского духовенства и интеллигенции. Так, отец Варфоломей Пирцхалашвили предал анафеме депутатов парламента, проголосовавших за принятие данного закона. Философ Заза Пиралишвили потребовал создания политической силы, способной «стать оппонентом либерального экстремизма» (! - П.).«Церкви нужны были гарантии того, что правовые поправки не коснутся имущественных проблем. Можно не соглашаться с такой позицией церкви, считать, что такая постановка вопроса противоречит принципам либерализма, но, желаем мы этого или нет, так ставит вопрос самая влиятельная институция страны. За ней стоят десятки тысяч верующих, и это нужно учитывать», - заявил Пиралишвили, разглядев за получением статуса и возвратом армянам церквей, ни больше, ни меньше - «планы тотальной религиозной экспансии» Армянской Апостольской Церкви на грузинской территории.

Еще дальше пошел режиссер Резо Чхеидзе, творчески проблеявший, что «для армян характерно присвоение чужой истории. Пусть армяне следят за своей страной. Если мы сейчас не будем начеку, то можем погибнуть. Лучше, чтоб армяне размещались в собственной стране».
Мало того, в эти же дни группа сотрудников Музея искусств и Национального центра рукописей Грузии пересекла границу Армении и, согласно сообщению интернет-портала «Грузия-онлайн», при непонятном попустительстве армянских властей устроила «осмотр и изучение» состояния расположенных на территории Армении «грузинских храмов в Ахтале и Ткобаярде» (речь, видимо, о Кобайре в грузинской интерпретации - П.), где даже исхитрилась сходу обнаружить «грузинские» могилы. Сами же храмы, согласно утверждениям участников акции, «построены по грузинским традициям, имеют признаки и формы грузинской архитектуры». Скоренько пробежавшись по горам, грузинские музейные работники наведались и в город Алаверди, где обратили свои взоры на мост, называемый местными жителями «Тамари камурдж», что, по всей видимости, должно подразумевать «неоспоримое грузинское происхождение» и этого армянского города. Хорошо, что «научная экспедиция» не забралась подальше. Ведь у нас, как назло, имеются и другие храмы, возведенные в период патриаршества в Армении халкедонитских католикосов, такие, например, как Сурб Ованес в Багаване, Сурб Григор в Звартноце и Аруче, церковь Катохике в Талине и многие другие, на которые при нашем попустительстве рано или поздно обязательно положат глаз ненасытные и бессовестные грузинские батоно. По итогам же сей самодеятельной «экспедиции» ее участники выразили тревогу и глубокую озабоченность состоянием этих «грузинских» святынь. Чувствуете, какая оперативность - за считанные дни осмотреть, изучить, найти грузинские могилы и даже успеть выразить тревогу?! А в принадлежности этих храмов, как вы уже поняли, члены экспедиции не сомневались еще до ее начала. В армянской же прессе, уже не говоря о научном сообществе, о данной «экспедиции», как водится, никакой реакции. Ни словечка!

Если кто-то и в приведенных выше примерах не желает замечать откровенной недружественности и попыток отчуждения и присвоения нашего культурно-исторического наследия, напомним еще об одном направлении грузинских притязаний.

В 2006 году Константинопольский патриархат Армянской Апостольской Церкви и армянская община Турции забили тревогу по поводу грузинских притязаний - теперь уже на армянские храмы, расположенные на территории оккупированной Турцией Западной Армении. Понятно, что в этом вопросе грузины встречают полное одобрение и солидарность со стороны турецких властей, обязательным атрибутом негационистской политики которых является уничтожение любых следов армянского присутствия на подвластных им армянских же территориях. Страх перед самим упоминанием армянского происхождения отчетливо наблюдается, например, на развалинах средневековой армянской столицы Ани, которые турки используют как туристическую достопримечательность. На многочисленных ее указателях вы не найдете ни единого упоминания об армянах - владетелях и строителях прекрасного города. Ни слова! Даже армянские Багратиды - хозяева Ани в ту эпоху - замаскированы под фальшивым именем Багдадлы. Чего же удивляться! Семена грузинского экспансионизма упали в благодатную и отлично унавоженную турецкую почву. Таким образом, в поле зрения грузинских экспроприаторов и фальсификаторов истории уже давно и прочно фигурируют армянские храмы провинций Тайк и Гугарк (его западная часть - П.) исторической Армении - Банак,Ишхан, Ошкванк, Пархар, Хахованк, Чордван, Эгрек, церковь Тиграна Оненци в Ани и др. По взаимному согласию грузинской и турецкой сторон, храмы Ишхан и Ошкванк после реставрации планируется использовать не по прямому назначению, а в качестве «музеев грузинской культуры». Руководитель пресс-службы министерства культуры, спорта и охраны памятников С. Хунцария в этой связи заявила:

«На данном этапе мы воздерживаемся от разглашения конкретных деталей. Однако определенные требования существуют с обеих сторон, выполнение которых, вероятно, произойдет, как с грузинской, так и с турецкой стороны. В ближайшем будущем грузинское общество будет ознакомлено со всеми деталями прошедшего переговорного процесса».
В том случае, если бы целью турок действительно было восстановление армянских храмов в их изначальном виде, логично было бы привлечь к сотрудничеству специалистов из Армении. Однако этого не происходит, поскольку данной реставрацией Турция преследует свои, сугубо политические цели. И здесь грузино-турецкий тандем, что называется, нашел друг друга. Грузины получают армянские храмы, а турки согласны передать их любой заинтересованной стороне, лишь бы только этой стороной не были армяне.

Ну, к шустрым акциям грузин и черепашьей реакции на них армянской стороны мы уже привыкли. Более того, обвиняемым грузинами в «тотальной религиозной экспансии на территории Грузии» армянским священнослужителям, ей-богу (прошу прощения за тавтологию - П.) есть чему поучиться у своих грузинских коллег. Причем список подобных грузинских «достижений» и ноу-хау достаточно внушителен. Тут вам и вековое давление на армян Грузии, периодически заканчивавшееся тотальным огрузиниванием и, соответственно, полной деарменизацией обширных регионов, как произошло с армянами Кахетии и Картли, где еще в XIX веке был довольно высокий процент армянского населения, и имелись многочисленные армянские церкви. Тут и ставшая притчей во языцех способность грузин в разные исторические периоды, держа нос по ветру, виртуозно менять духовные ориентиры и политических покровителей, в зависимости от их усиления или ослабления: мотаясь от веры армянской к вере византийской, при необходимости охотно принимая магометанство, и вновь отказываясь от него, клянясь в верности армянам и грекам, персам и русским, немцам и американцам, предавая бывших в угоду следующим. Тут и уже упомянутое нами выше перекрещивание и насильственное принуждение меньшинств к смене фамилий и национальной принадлежности, и соскабливание с храмов армянских надписей, сравнивание с землей алтарей, выламывание купелей и притаскивание грузинских надгробий в пределы армянских церквей.

А вот вам самое свежее религиозное ноу-хау по-грузински, которое, по замыслу шустрого Илии, будет способствовать улучшению демографического положения в республике:

«В случае желания родителей, крестным отцом каждого четвертого ребенка в семье будет патриарх и ему будет присвоен титул верного сына отечества и защитника Патриаршего престола Грузинской церкви».

Что ж, нужно констатировать: грузинский католикос, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает оставаться активным в осуществлении своих планов и последовательным в достижении своих целей.

…Не успела остыть вся эта пахучая религиозно-политическая каша, как из небытия подал голос уже порядком подзабытый электоратом экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, заявивший, что заложенные в законе пункты могут привести к армянским претензиям не только на «грузинские» церкви, но и на грузинские территории.

«Надеюсь, этого не произойдет, так как и там (в Армении - П.) есть умные люди, которые знают, что Грузия их много раз спасала, и сейчас она нужна армянам, как воздух», - поспешил напомнить о себе жизнерадостный политический труп, в очередной раз «спекульнув» перед Арменией географическим положением своего государства. В ответ могу напомнить воскресшему Эдуарду Амбросиевичу, что во время Арцахской войны после очередного взрыва в Марнеули на газопроводе, доставляющем российский газ в Армению, он был серьезно предупрежден о том, что армянские воины в течение считанных часов могут взять под контроль весь участок армяно-российского газопровода от границ Армении до самого Тбилиси, если сам Шеварднадзе не способен навести в этом вопросе порядок. Взрывы после этого, кстати говоря, прекратились. А вот если вспомнить шовинистические реплики предшественника Шеварднадзе Звиада Гамсахурдия и не слишком умные пассажи его преемника Саакашвили, то лишь по ним можно смело констатировать диагноз всему грузинскому обществу, ибо рыба, как известно, начинает гнить с головы.

Между тем, оставив в стороне конкретные примеры грузинского «мелкодержавного» шовинизма и антиармянской риторики, для любого человека, мало-мальски знакомого с национальной политикой духовных и светских властей современной Грузии, не составляет никакого секрета тот факт, что главным инициатором отчуждения и присвоения армянских храмов, фальсификатором истории региона, тормозом межцерковного диалога и идеологом борьбы против Армянской Апостольской Церкви является именно Грузинская Православная церковь в ее нынешнем виде, и с нынешними полномочиями, и ее бессменный лидер последних десятилетий - католикос-патриарх Грузии Илия II-ой лично. Ведь, в самом деле, долгие годы затягивать процесс придания статуса ААЦ в Грузии и при этом с удивительной скоростью и наглостью успевать экспроприировать храмы, принадлежащие «братской» церкви и «братскому» народу на фоне иллюзии переговорного процесса, седовласому лицемеру всегда удавалось виртуозно.

На мой взгляд, до самой смерти Илии светские власти Грузии на открытый конфликт с ГПЦ не пойдут и, более того, будут и дальше всячески заигрывать с этим параллельным и весьма влиятельным властным институтом страны. Если же, паче чаяния, к власти в Грузии придет воинствующая оппозиция, ситуация в стране для национальных и религиозных меньшинств только усложнится. К примеру, один из депутатов от оппозиции Дмитрий Лордкипанидзе заявил, что грузинская церковь для защиты своих легитимных интересов и прав должна заиметь… Церковную гвардию!

«Это, находящееся в постоянной готовности объединение добровольцев в вере, чьей обязанностью будет оказание необходимой помощи священнослужителям везде и, исходя из масштаба проблемы, коллективно».

Чем чревато создание подобных «гвардий» во многонациональном и многоконфессиональном государстве, объяснять, я думаю, излишне.

Однако во всех действиях грузин наблюдается интересный парадокс. С одной стороны, трогательная забота грузинских специалистов, экспертов и попов в законе о состоянии храмов армян-халкедонитов на севере исторической Армении, с другой - преступное равнодушие к судьбе армянских церквей на территории собственно Грузии, при том, что эти самые церкви объявлены в Тбилиси «спорными», а те же самые специалисты и священнослужители многие годы убеждают и практически уже убедили грузинское общество в неоспоримости их грузинского происхождения. Тем временем, состояние тбилисских церквей Сурб Норашен, Сурб Ншан, Шамхорецоц Сурб Аствацацин, Мугни, Сурб Минас и ахалцихской Сурб Ншан можно охарактеризовать только одним словом - катастрофа! Если в самое ближайшее время не предпринять мер к их срочному спасению, храмы - заложники большой политики будут полностью разрушены и утеряны для потомков. На радость демократической и христианской Грузии…

Грузинская Церковь

Previous post Next post
Up