"Православный курд" расстраивает "православных грузин"

Aug 29, 2011 23:45

Сейчас тема "грузинских" монастырей в Армении снова поутихла, но ясно дело, что это временно. Сами в себе же грузины продолжают веровать в то, что халкидонитские монастыри на севере Армении являются грузинскими и потому должны быть им отданы. Но, вот тут наш старый знакомый "православный курд" Серафим Маамди, сам того не желая, решил их расстроить, подробно описав кто на самом деле строил те монастыри и каким образом они стали халкидонитскими. Ладно мы им не указ, вот теперь их "православный" собрат все по полочкам разложил ))) ________________________

Православный Монастырь Ахтала в Армении


  • 29 Авг, 2011 at 8:46 PM



mserafimАХТАЛА [груз. ახდალა, от тюрк. «ак-тала» - белая долина; до XIV в. Плиндзаханк, арм. Pxn4ahanq - медный рудник] - крепость и монастырь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в настоящее в  ремя поселок городского типа адм. окр. Лори, Армения). В X в. крепость Ахтала стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Армянскаянадпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, церкви ПресвятойБогородицы. В нач. XIII в. атабек Иване из курдской династии Мхаргрдзели [1] (с груз. «Долгорукий») из рода Захарянов, влиятельное лицо при дворе грузинской царицы Тамары, перешедший из Армянской Церкви в лоно Армянской халкидонитской (православной) церкви [2], передает монастырь халкидонитам и перестраивает храм. Как пишет армянский историк Киракос Гандзакеци:

«Умер и Иване, брат Закарэ, и был похоронен в Пхиндзаанке, у входа в построенную им самим церковь; он отнял ееу армян и превратил в грузинский монастырь».   [История Армении. М., 1976. С. 148.]

В XIII в. владельцами монастыря были Захаряны, Ахтала стала крупнейшим халкидонитским монастырем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлась центром епархии Грузинской Православной Церкви.

В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского Богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. Согласно надписям на близлежащих хачкарах, в 1240-х годах монастырь возглавлял Петре. Наиболее заметной фигурой, проживавшей в монастыре, был переводчик и писец Симон Плиндзаханеци. Сохранились его дневники. Он родился в 1188 году и на протяжении нескольких лет был священнослужителем при монастыре, переводя византийскую Богословскую литературу [4]. Он сотрудничал с другим армянином халдинонской веры Минасом Сунакиатсом из Трабзона. В 1227 году Симон составил сборник работ Григория Нисского. В своем дневнике он пишет: «В 1227 году я завершил книгу епископа Григория Нисского. Сохранившаяся старая копия была переведена грешным и недостойным священником Симоном, жившем в Армении близ города Лори, служившем при монастыре Плиндзаханк Пресвятой Богородицы. Книга была переведена в период правления атабека Иване, основателя монастыря. Дай Бог ему и его сыновьям долгих лет жизни (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. № 199. С. 248-249,Агаси Тадевосян Исторические памятники Армении: Ахтала. Ереван, Армения: Центр культурных инициатив «ВАР» 2007).  Симон также перевел на армянский язык «Элементы Богословия» Прокла Диадоха, «Фонтан мудрости» Иоанна Дамаскина, «Лествицу Божественного восхождения» Иоанна Синайского, «Житие Грузии» (Картлис Цховреба) и Греческий молитвослов. Также в своем дневнике Симон отмечает, что он переводил только те работы, которые до этого на армянский язык еще не переводились.  В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. монастырьвошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.В начале XVIII в. монастырь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I Ахтала была преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье. В настоящее время она остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сентября отмечающих в Ахтале праздник Рождества Богородицы. Главный храм Ахталы - церковь Пресвятой Богородицы, - крестово-купольная постройка, несохранившийся купол которой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт армянского и грузинского зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично грузинскими являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны армянским образцам. С запада к храму около сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с грузинской традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс. 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие византийские образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части запечатанной стены изображены святые Грузинской Церкви, среди которых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресвятой Богородице и Спасителю, в западном - «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди которых были армянин-халкидонит, знакомый с византийской живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам византийской живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры северной и южной стены и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие запечатанную стену.  Помимо главного храма внутри монастыря находится небольшая зальная церковь св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг монастыря на различном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные. Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в Ахтале осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении. 

Грузинская Церковь, Православный-езид, Армянские_храмы, Армяне-халкидониты

Previous post Next post
Up