Верба вместо Христа: запоздавший текст

Apr 21, 2011 22:17

Originally posted by ierey_antoniy at Верба вместо Христа: запоздавший текст

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой……

Давал крест прихожанам на Вербное
воскресенье. Людей было много.

Потом в алтаре поделился мыслью с
собратьями священниками, что не вижу для себя смысла брать вербу домой. В ответ
мне сказали, что интеллигенция, всегда была далека от народа.

Нет, я не считаю, что нести
освященную вербочку домой - плохо. Я просто не вижу функционального смысла.
Поставить ее в уголок с иконами? Да, можно, а зачем? Молиться на нее нет
смысла, скушать ее нельзя. Хоть и шутят о неистребимом желании верующего
человека что-нибудь освятить и съесть. Как вариант взять ее домой, чтобы
напоминала о храме и богослужении? Но с таким же успехом напоминанием является
икона, пасхальные яйца, четки.

Перед написанием текста я изучил
десятки ответов на различных Интернет-ресурсах священников на вопрос прихожан:
«Для чего мы освящаем вербу». И не нашел ни одного прямого ответа. Все пишут,
откуда пошла эта традиция, какое евангельское событие мы вспоминаем, какую
молитву читаем. И ни одного ответа «зачем». Зато часто встречается советы
набивать ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему
христианину. Но человек уже умер и можно подложить ему под голову даже кирпич,
ничего не изменится, если он жил без Христа. Понравился лишь один совет -
украсить вербами дом или квартиру.

Освящение верб давно стало
доходным бизнесом цыган и светских предпринимателей. В этом году мне пришлось
впервые увидеть в храме упакованные вербы, с ценником и штрих-кодом.

Все эти мысли пришла не на пустом
месте. Когда я давал крест, прямо за мной стоял другой священник и раздавал
желающим вербы. И  тут мимо меня проходит
«танком» бабуля, расталкивая прихожан, и даже не думая целовать крест. Подумав,
что она забыла, протягиваю ей крест. На что получаю вполне характерный ответ:
«Зачем мне ваш крест, я пришла освятить вербу».

Вот это страшно. Верба заменяет
собой Христа. Весь день в храм шли люди с веточками вербы. Они не были на
всенощном бдении, не были на литургии, когда читалась молитва. Им не нужна
служба и причастие, им нужна верба. И в этом случае, верба играет отрицательную
роль. Она выступает в роли «успокоительного» для души «захожанина». Вроде и в
храме побыл, и водой его окропили и веточку освященную дали. Все у него хорошо,
можно еще годик в храм не ходить.

В древней Церкви было такое
мудрое понятие как «сокрытие веры». Когда вновь пришедшим людям рассказывали о
сути веры по частям. По мере их подготовки и возможности воспринять веру.
Возможно, есть смысл в какой-то мере вернуться к этой практике и сейчас. Чтобы
люди в первую очередь знали Евангелие, а потом традиции празднования.

Православным свойственна проблема
обмана самих себя. Мы видим опросы ВЦИОМа, когда подавляющее большинство
опрошенных заявляет о православии, как о своей вере. Безусловно, в этом есть
польза. И мы должны указывать на эти опросы, когда нам заявляют о «светскости»
государства. Ведь 75-80% населения говорит о православии, а не об атеизме или
исламе. И крещены они в православной Церкви, а не обрезаны в синагоге. А
значит, мы имеем моральное право в интересах большинства и на правах
большинства идти на телевидение, в школы и армию.

Но с другой стороны, мы должны
трезво понимать, что из тех же 80% наверняка все знают, что такое святая вода,
когда нужно освящать куличи и вербы. И лишь несколько процентов знают о Христе
и его таинствах. Освящение верб это хорошая традиция до тех пор, пока традиция
не начинает затмевать сам праздник.

Говоря о традиции Вербного
воскресенья, добавлю, что есть в ней один положительный смысл,  о котором редко задумываются люди. И верба
может стать символом проповеди. Увидев в руках у верующего освященную вербу,
возможно, кто-то задумается о Церкви. Кто-то вспомнит, что давно не был на
исповеди, кто-то пойдет в храм. Вот ради этого и стоит взять вербу домой.

Охлос, Вербное_воскресение, Традиции, Захожане

Previous post Next post
Up