Что ни говори, но все же великое для христианства благо, что канули в Лету все «православные» империи, а Церковь была отделена от Государства и теперь уже никто не заставляет верующих путать кесарево с Божьим. В наше время лояльность своему государству не подразумевает того, чтоб человек веровал в библейского Бога так, как прикажут ему из царской опочивальни. Все больше и среди простых верующих, и среди церковной иерархии становится людей, для которых привычнее думать своей головой, держаться заповеди Божьей, нежели «преданий человеческих» (Мар.7:8). В Русской Церкви с каждым днем увеличивается число тех, кто при всем уважении к своей христианской традиции все же не разделяет византийских басен про «отпадение» армян и всех остальных, кого Господь Бог оградил от «счастья» стать духовными вассалами «великих ромеев». Эти люди в той или иной форме озвучивают свою позицию, признавая подлинными Церквями и Римскую Католическую Церковь, и Православные Церкви древних восточных традиций, что конечно же вводит их в противоречие со своей официальной греко-византийской экклесиологией и вызывает истерику «традиционалистов». Особой остроты ситуация достигает тогда, когда со стороны неофитов-ревнителей обвинения в «ереси» звучат в адрес высоких иерархов, которые опрометчиво на публику сказали что-нибудь экуменическое в адрес Армянской или Римо-католической Церквей.
Боясь демаршей собственных радикалов больше чем Суда Божьего, высшая иерархия РПЦ фактически отрезала для себя пути изживания разделяющих Церковь Божью «православных» мифов, и на своем Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года приняла документ подтверждающий верность идущей из Византии традиции относительно «отпавших от Церкви еретиков». Таким образом, перечеркнув все положительные достижения прежних десятилетий в деле сближения исторических Церквей и преодоления расколов, этот собор отбросил Русскую Церковь в средневековье, с его охотой на ведьм. Впрочем, учитывая то, что с византийским мракобесием нельзя выходить на публику в наше, худо-бедно просвещенное время, и что нынче вряд ли было бы уместно «во имя Православия» призывать кого-то жечь и топить, отрезать языки и выкалывать глаза, документ получился достаточно «толерантным», хотя общая антихристианская суть и осталась прежней. В соответствии с общим «мягким» тоном, здесь «отпавшие еретики» стали «отделившимися инославными», что и было отражено в названии документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Великовозрастные преосвященные и высокопреосвященные мужи, которые, наверное, веруют в то, что в Боге нет лжи, с детской непосредственностью предписали своим духовным чадам веровать в самую отъявленную ложь о Церкви Божьей, при этом изливая эту ложь при всякой возможности на тех, на кого эта ложь возведена: «Клирикам и мирянам Русской Православной Церкви руководствоваться «Основными принципами отношения Русской Православной Церкви к инославию» при участии в контактах с инославными». И если переложить высокопарный слог и общие пафосные фразы данного документа в обычный текст с конкретным смыслом, то окажется, что всякий верующий Армянской Апостольской Церкви вступивший в контакт с представителем РПЦ должен непременно узнать, что:
1.1. Только греко-православная конфессия есть истинная Церковь Христова. Эту конфессию создал никто иной, как Сам Господь и Спаситель. Только здесь действует Дух Святой. Именно на греко-православие возложена Богом ответственность за распространение Истины Христова Евангелия.
1.7. Греко-православная конфессия, как единственно возможная Церковь Божья, имеет вселенский характер, и это потому как существует в виде аж нескольких поместных Церквей.
1.13. От греко-православной конфессии, отделились все другие исторические Церкви, которые, на самом деле, вовсе и не Церкви, а в лучшем случае «христианские сообщества». При этом для РПЦ нет разницы между Апостольскими Церквями негреческих традиций и самодеятельными и раскольничьими сектантскими группировками.
1.14. Заблуждения и ереси, а так же эгоистическое самоутверждение и обособление - это порок всех тех, кто не в греко-православии. Греко-православие - это Полнота церковная по умолчанию, и всякий раскол - это вина «инославных», которые «отделились», нарушили учение о Церкви и пришли к искажениям в вере, в то время как только в греко-православии и можно сохранить истину.
1.15. Лишь в греко-православии может быть обретено спасение. Хотя все не греко-православные лишены спасения, то есть прямиком идут в ад, ни ААЦ, ни вчера созданная секта «Двери в Небо» не лишены полностью благодати Божьей. Правда, количество этой, все равно не спасающей благодати в разных «инославных сообществах» разное, а потому, желающие принять греко-православие армяне могут не креститься заново как самодеятельные сектанты, но могут ограничиться лживым чином «Присоединения».
2.6. Для РПЦ неприемлемо утверждение о том, что разделения между ее конфессией и дохалкидонскими Церквями являются следствием имперской политики и извращенной византийской экклесиологии. Для греко-православных недопустима сама мысль о том, что раскол порожден и поддерживается ими. Они категорически не согласны с тем, что раскол можно устранить с помощью межцерковных соглашений.
2.7. Считая себя единственной и истиной Церковью и относясь к другим Апостольским Церквям как «отпавшим сообществам», греко-православная конфессия не может признавать «равенство деноминаций». «Отпавшие» не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, но должны признать правоту и исключительную истинность греко-православия, покаяться и присоединиться к нему.
2.8. Для греко-православных неприемлема мысль о том, что их учение не есть единственно возможная истина, а все разделения не есть вина всех остальных. Стало быть не может быть и речи о том, что при всем различии и несходстве между историческими Церквями есть достаточное единство и согласие в главном. Неприемлемо утверждение, что греко-православную «единственно истинную» Церковь отличают от «сообществ», с которыми она не имеет общения, вопросы второстепенного характера. Таким образом, «отпавшие» от Церкви могут вернуться в нее только при условии, что примут все, что принято у греков.
4.1. РПЦ ведет богословский диалог с «инославием» только для того, чтоб дать понять «отделившимся», что только греко-православие и есть истинная Церковь. А для этого им не жалко проявить и «братскую любовь», разъясняя правоту веры греко-православия со всей снисходительность к «заблудшим». Диалог ведется и для того, чтоб показать «убогим», что они находятся вне Церкви Божьей, и если хотят в нее вернуться, должны принять греко-православие.
4.4. С точки зрения авторов соборного определения, для «инославия», в частности для «болезных армян», путь воссоединения с Церковью Христовой есть путь исцеления и преображения догматического сознания. На пути к воссоединению «отделившие» должны напрячь остатки ума и осознать важность принятия греко-православных «Вселенских соборов». При этом важно убедить «армян» изучать духовное и богословское наследие идеологов халкидонизма и греко-православия в целом, как выразителей веры основанной Господом Церкви.
Это лишь небольшая часть соборных «принципов», но это именно та часть, что относится к теме «отпадения Армянской Церкви от Церкви», а не распространяется на отношение РПЦ к псевдобиблейским сектам. Но сам факт того, что для участников данного архиерейского собора РПЦ сваливание древних Апостольских Церквей в одну кучу с неопротестантскими сектами является «принципом», свидетельствует о крайней запущенности их личной и их общеконфессиональной духовной болезни. Иерархам Русской Церкви можно искреннее посочувствовать, поскольку они вынуждены озираться на призрак «православной» Византии, дабы не дать повода своим невежественным маргиналам устроить в бунт с последующими расколами. Ведь природа греко-православия такова, что церковные расколы и прочие неустройства здесь происходят от малейшего и незначительнейшего недоразумения, что уж говорить о радикальном пересмотре конфессиональной экклесиологии. Здравым же в вере верующим и священнослужителям РПЦ можно пожелать терпения и упования на Господа. Ведь если Русская Церковь - это Церковь Христова, то она непременно оздоровится и избавится от конфессионального мракобесия, если и не усилиями людей, то силою Самого Бога.
ПМОАЦ. Миф об отпадении (1) Церковь Христова и извращенная экклесиология греко-православия (2) «Могучее Вселенское Православие» и «жалкие одинокие армяне» (3) Единство веры как признак пребывания в единой Церкви (4) Конфессиональная обособленность и церковная самобытность (5) Ветка, возомнившая себя Древом (6) Верность византийской лжи пока сильнее страха Божьего (7)