ПМОАЦ. Миф об отпадении (1)

Nov 21, 2013 22:52



МИФ ОБ ОТПАДЕНИИ

Наверное, невозможно точно подсчитать, сколько об армянах и Армянской Церкви существует мифов в русской церковной и околоцерковной среде. Есть мифы незначительные по содержанию и мало кому известные, есть мифы грандиозные, которые сразу же вспоминаются всеми, как только прозвучит слово «армяне». Но главным среди всех «православных» мифов об Армянской Церкви, является миф о ее отпадении от Церкви. По большому счету, даже знаменитейший миф о монофизитстве ААЦ является не самоцелью, а лишь «аргументом», используемым для подтверждения этого самого отпадения. Ведь не то страшно, что армяне «монофизиты», а то, что они «отпали от Церкви». Впрочем, все до единого «православные» мифы об Армянской Церкви являются такими «аргументами», а потому, миф об отпадении является той целью, ради которой и затевалась вся эта эпопея с «армянскими ересями», «неправильными обрядами» и прочим. Выдавая разные неправдивые сведения о богословии, канонах или богослужебной традиции ААЦ, либо возводя второстепенные различия в этих традициях в ранг факторов влияющих на само Спасение, недобросовестные апологеты греко-православной конфессии подводят своих верующих к итоговому заключению и как бы говорят: «Смотрите, они не такие как мы! Смотрите, сколько у них заблуждений! А это значит, что они отпали от нас! Отпали от Вселенского Православия! Отпали от Церкви Божьей...».

Таким образом, получается, что среди всех «православных» мифов об Армянской Церкви, миф о ее отпадении является не просто, своего рода «вершиной творчества», но и мифом наиболее деструктивным. Ведь если все другие мифы греко-халкидонитов об ААЦ лишь призваны показать заблуждения армян в том или ином вопросе, показать их ущербность и второсортность по сравнению с «православными», то миф об отпадении от Церкви призван представить Армянскую Церковь не Церковью. То есть, этот миф в воображении «православных» конфессиональных радикалов как бы извергает армян из самого христианства, опустив основанную апостолами Господа Церковь Армении на уровень иноверческого сборища. По этой причине наиболее упорные в своем религиозном ригоризме русские и их единоверцы по греко-православию смотрят на армян уже не как на заблудших братьев-христиан, но как на отщепенцев-нехристей.


Но, поскольку этот миф выводится из мифов же, то и оказывается он самым шатким. Это эдакий «дом на песке». Ведь ничто не может стоять крепко, если оно основано на лжи и ложью же поддерживается. И когда кто-то пытается доказать отпадение ААЦ рассказами про монофизитов или иной конфессиональной сказкой, то для изобличения мифовера достаточно показать лживость самого этого рассказа, не опускаясь до того, чтоб доказывать прописную истину о том, что Церковь Христова не может отпасть от самой себя. В то же время, миф об отпадении ААЦ, как миф все же самостоятельный, имеет в себе немалое количество собственной, с претензией на экклесиологию «аргументации». Но такая, с позволения сказать «аргументация» далека от какого бы то ни было богословия, и представляет собой исключительно голословные утверждения. Все держится на эмоциях и внутреннем, чисто религиозном убеждении в том, что только греко-православие, или как его апологеты самонадеянно называют - «Вселенское Православие», является всей Церковью Божьей, а все что не греко-православное, то не Церковь, поскольку «отпало».

То есть, против ААЦ «православными» мифоверами выставляются их собственные субъективные представления об истинности Церкви Христовой и ни на чем не основывающееся конфессиональное самомнение с претензиями на Вселенную, а оппонентам предлагается, как говорят в народе, доказать «что ты не верблюд». И если бы Армянская Церковь тоже придерживалась таких извращенных представлений о том, что есть Церковь и что есть не Церковь, то и у апологетов ААЦ не было бы никаких аргументов. Им пришлось бы уподобиться своим «вселенским» критикам и просто голословно объявить Церковью только себя, записав всех остальных скопом в отпавшие нехристи. И тогда уже «православные» радикалы пытались бы доказать, что они не верблюды. Но, к счастью, Армянская Церковь не позволяет себе опуститься до такого сектантско-примитивного уровня, как в своих экклесиологических представлениях, так и в межконфессиональной полемике, и даже в столь мутной ситуации опровергает «православные» домыслы о себе исключительно с использованием фактов и аргументации.

ПМОАЦ. Миф об отпадении (1)
Церковь Христова и извращенная экклесиология греко-православия (2)
«Могучее Вселенское Православие» и «жалкие одинокие армяне» (3)
Единство веры как признак пребывания в единой Церкви (4)
Конфессиональная обособленность и церковная самобытность (5)
Ветка, возомнившая себя Древом (6)
Верность византийской лжи пока сильнее страха Божьего (7)

ПМОАЦ, Экклесиология

Previous post Next post
Up