Согласно Библии, ковчег с семейством Ноя остановился на Араратских горах, и по преданию Армянской Апостольской Церкви, записанному Фавстосом Бюзандом (Фавст Византийский), впервые экспедиция по поиску останков Ноева ковчега была организована в IV веке, сразу после объявления Христианства государственной религией Армении. По благословению Григория Просветителя, возглавил поиски Ноева ковчега епископ Иаков Низибийский (арм. Յակոբ Մծբնեցի [Акоб Мцбнеци]), который с этой целью с группой сопровождающих намеревался из Эчмиадзина взойти на вершину Арарата. Однако взойти на гору им так и не довелось, и экспедиция закончилась на первом же привале, на склоне Арарата.
Предание сообщает, что Бог увидев старания Святого Иакова, послал к нему во сне видение Ангела, который сказал, что восходить на гору нет смысла и что ковчег не найти, но за веру ему Бог посылает частицу ковчега. Проснувшись, Святой Иаков увидел под своей головой небольшой кусок окаменелой древесины, с которой он и вернулся в Эчимадзин. Принесенная с Арарата Святым Иаковом Низибийским частица Ноева ковчега, обрамленная в золотой оклад, поныне хранится в соборе первопрестольного Эчмиадзина, являясь одной из важнейших реликвий Армянской Апостольской Церкви. В 1766 г. небольшая часть древа ковчега была передана католикосом Симеоном I в дар императрице Екатерине II.
Поиски нового времени
Свято веря в откровение данное Богом Святому Иакову, Армянская Церковь более никогда в течении последующих почти 1700 лет не предпринимала попыток поиска Ноева ковчега. Однако в новое время появилось множество тех, особенно среди неопротестантов, кто не зная о существующей реликвии и предании Армянской Церкви, муссируют тему поиска Ноева Ковчега...