Оригинал взят у
oleg_gavrysh в
О традиции иудейской и христианскойЯ уже писал, что правильный процесс Богопознания должен строиться на четырех составляющих - Библия - Традиция - Личный опыт - Рационализм.
Иерусалим хорош для христиан, прежде всего как город где можно понять традицию как иудейскую, так и ранехристианскую. И самое удивительно, что Иерусалим это место где можно увидеть мосты между иудейской и ранехристианской традицией.
Ниже приведу несколько таких примеров.
1. Первый пример - Горница Тайной вечери. Это место несколько раз упоминается в Новом Завете и судя по контексту и тому, что упоминается одно и то же слово речь идет о некоем особенном помещение, где произошла и Тайная Вечеря и Сошествия Духа Святого на апостолов в День Пятидесятницы.
«Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам Горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним» (Лк.22:10-14)
«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.1-2).
Место это на Сионе было известно и почитаемо у христиан самых первых веков. По крайне мере между 40-ми и 80-ми гг. IV в. на вершине горы, на месте дома Тайной Вечери была построена Базилика Святого Сиона. Впервые она упоминается паломницей Эгерией в 384 г. и блж. Иеронимом в жизнеописании св. Павлы. Фрагменты базилики IV в. были открыты в 1898 г., во время раскопок, организованных Германской миссией.
(Конечно, то место, которое сегодня имеет название Сионская Горница - это полностью перестроенная часть базилики. От той древней Горницы тут осталось лишь месторасположение).
Намного интересней вот что. Археологи нашли на месте Базилики Святого Сиона остатки синагоги первой половины I века.
Еще интересней древнее предание о том, что Сионская Горница находилась на месте могилы пророка и царя Давида, который согласно Иосифу Флавию был похоронен на Сионе. Косвенно об этом говорит и обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов: «Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня». (Деян.2:29)
По крайней мере с 11 века это место почитается как место захоронение пророка Давида (более ранних свидетельств не найдено, но это не значит что их нет). И долгое время (и сейчас) считалось что могила пророка Давида находится под Сионской Горницей. Много лет это место было основным местом молитвы ортодоксальных иудеев в Иерусалиме (до тех пор пока израильская армия не разблокировала для поклонения Стену Плача).
Некоторые исследователи Писания отмечают, что если исходить из контекста обращения к человеку, который должен был приготовить Горницу и сравнить с другими местами Библии где упоминаются похожим образом неназванные доброжелатели Христа, можно сделать заключение, что речь идет о ком-то из тайных учеников Господа, скорее всего о Никодиме или Иосифе Аримофейском, прямо упомянутых в Евангелие от Иоанна. То есть о влиятельных членах Синедриона, фарисеях, имевших вес в Иерусалиме.
Выходит довольно интересная картина. Христос с учениками встречаются в религиозном месте, важном для иудеев, которое вероятно находилось под контролем или управлением членов Синедриона, Его учеников. Здесь же расположены синагога, большая Горница (некое помещение) и могила пророка Давида. (Кстати именно поэтому это место еще и безопасно как для Тайной Вечери, так и для того чтобы собираться там после Воскресения Христова). И проводят тут самую главную Встречу во всем Евангелие.
Конечно, тут можно было бы поговорить о том, что Первая Литургия как называют православные Тайную Вечерю также была совершена на мощах, как и сегодня Литургия в православных храмах совершается на алтарях освященных мощами святых... Но, я не хотел бы оценивать ситуацию именно таким образом. Да и вообще все это собственно не об этом.
А о том, что почтительное отношение к гробницам праведных людей, как видим весьма древняя иудейская традиция. Например, есть археологические свидетельства того, что иудеи I века почитали могилу пророчицы Олдамы расположенную на Елеонской горе (прочесть о ней можно в 4Цар.22:14-20 и 2Пар.34:22-28). Интересно, что в Средние Века в гробнице Олдамы стала жить христианская затворница -- святая Пелагия.
Потому в принципе и хасидская традиция молиться на могилах цадиков - иудейских святых, отнюдь не нова… Это вполне нормальная иудейская практика которой больше двух тысяч лет.
Если же версия с могилой Давида и Сионской Горницей правдива (а судя по археологическим и историческим свидетельствам так оно и есть), это значит что и Христос и апостолы вполне принимали иудейскую традицию уважительного отношения к останкам праведников угодивших Богу и к их могилам.
Я понимаю, что нынешнее почитание мощей у нас, в православном христианстве, часто имеет серьезные недостатки и перегибы. Ну, например “гастроли” чудотворных мощей и тому подобные штуки, на мой субъективный взгляд действительно уходят в сторону злоупотреблений и попахивают язычеством.
Но, и полное отрицание уважительного отношения к могилам святых и к их останкам, скажем так, противоречит, иудейской (I века), евангельской и христианской в том числе раннехристианской (Римские катакомбы I века) традициям.
Ну, а из примера Сионской Горницы мы видим, что еще одна традиция имеющая место в Церкви, а именно уважительное отношение к гробницам святых, мучеников, праведников и их останкам заимствована из иудаизма.
2. В Израиле мне подарили книгу о порядке празднования Пейсаха так называемую «Иерусалимскую Агаду». Среди прочего в ней говориться о том, что в состав каждого пасхального ужина, Седера входят… варенные яйца. Причем традиция это была еще при Иерусалимском храме, как утверждают сами иудеи в книге. Тут впору задуматься, откуда все таки варенное яйцо перекочевало в пасхальный христианский обед (или завтрак, это кто как любит разговляться). И так ли правы те, кто рассказывает про заимствование этой традиции из язычества, а не из иудаизма?
3. Еще одну интересную статью я прочел в хасидской газете «Восхождение» в Израиле. Там рассказывалось о том, что обычай распевать на одной ноте молитвы имеет тысячелетнюю историю и восходит к традициям Иерусалимского Храма. «Когда мы подолгу поем одно и то же слово Торы, это говорит о том, что оно настолько дорого еврею, что он не хочет отпускать его не за что на свете». Мне вспомнились древние, ближневосточные православные распевы, которые кажется таким же образом как будто, не хотят отпустить слова святых молитв...
Уверен, что если провести еще более детальное сравнение можно найти не мало других примеров того, как из иудейской традиции вышла нынешняя христианская.
Бывают обратные примеры когда, отвергая полностью Традицию в процессе Богопознания, довольно легко прийти к неправильным выводам. Но, о них я расскажу в следующий раз.