Византийско-армянское "братство" в датах

Nov 22, 2010 01:02

В 301 году Христианство объявлено единственной и государственной религией Армянского царства.

В 313 году Миланским эдиктом прекращаются гонения на христиан в Римской империи.

366 или 373 - разные версии даты мифологического "отпадения" ААЦ от Кесарийской митрополии.

В 387 году Армения хищнически разделяется между «христианской» Византией и языческой Персией. Епархии ААЦ в Западной Армении переподчиняются Константинопольскому патриархату, т.е. западные армяне принуждаются стать "византийцами" не только в гражданском смысле, но и в религиозном.

В 451 году с Аварайрской битвы Армения вступает в полувековую борьбу против Персии за сохранение Христианства. В это же время проходит Халкидонский собор.

В 506 году на Первом Двинском соборе, ААЦ по примеру Церкви Византии отвергает Халкидон и принимает энотикон императора Зинона.

С 518 года, с приходом к власти династии Юстиниана, по требованию Рима, в Византии начинается насильственная халкидонизация имперской Церкви, в т.ч. и западных армян.

В 591 году, император Маврикий захватил большую часть Восточной Армении, и с целью привлечения восточных армян, создал антикатоликосат в Аване. Однако уже в 608 году персы изгнали греков и положили конец этой бутафорской «церкви».

В 607 году Грузинская Церковь из политических соображений принимает Халкидон и переходит от канонического единства с ААЦ в унию с Константинополем.

В 633 году, на Каринском соборе, ради единства Вселенской Церкви, ААЦ принимает предложение императора Ираклия о единстве на основе монофелитской доктрины.

В 645 году, арабы завоевывают Армению, объединив обе ее части под своей властью. В этих условиях теряется смысл монофелитской унии, и все Церкви постепенно возвращаются к своим прежним исповеданиям. При общих негативных последствиях исламского порабощения, положительный итог был в том, что западные армяне освободились от византийской насильственной халкидонизации, вернувшись в лоно родной Церкви.

В 701 году, католикос Алванской Церкви Нерсес-Бакур предпринял попытку халкидонизации алванцев, но на национально-церковном соборе в Партаве (с участием армянского католикоса Ехии) был низвергнут.

В 726 году, на Маназкертском соборе, ААЦ анафематствовала все чуждые ей христологические ереси, распространенные во Вселенской Церкви, как то Несторианство, Евтихианство, Севирианство, Юлианизм, а так же Халкидонизм, чем отмежевалась от этих лжеучений и подтвердила свою верность Древней вере, учению Великих Отцов дохалкидонской эпохи и Трех истинно Вселенских Соборов.

В 885 году, Ашот Багратуни становится князем князей Армении, с чего начинается восстановление армянской государственности и единства всего армянского народа в лоне своей Церкви. Только крайне западная область Тарон остается в вассальном подчинении Византии, отчего местные армяне по-прежнему вынуждены подчиняться Константинополю.

В это же самое время, с практически полным освобождением Армении от следов Халкидонизма, обнаруживается наличие значительного числа армян нехалкидонитов в самой Византии. Константинопольский патриарх Фотий начинает гонения на византийских армян и предлагает ААЦ принять Халкидонизм. В 862 году, предложение Фотия было рассмотрено на Ширакаванском соборе и отвергнуто.

Начатые Фотием гонения армян нехалкидонитов продолжались в империи до 999 года, пока император Василий, убедившись в бесперспективности репрессий, разрешил византийским армянам открыто исповедовать свою веру, и с тех пор в империи появились официальные епархии ААЦ.

Последняя попытка греков обратить в свою веру армян и увеличить свою империю за счет Армении, была предпринята в 1045 году, когда армянский царь Гагик, будучи приглашенным в Константинополь, был вероломно схвачен, а обезглавленное Армянское государство стало легкой добычей «православных» греков, развернувших очередную компанию по халкидонизации армян. Однако и эта попытка оказалась тщетной.

В 1064 году турки сельджуки захватили контролируемую греками Армению, а в 1071-ом и вовсе разгромили их под Маназкертом, положив начало концу «православной» империи.

В 1165 г., во времена Киликийского Армянского царства, отживающая свои века Византийская империя делает последнюю попытку привлечь к себе армян, предлагая им единство, на фоне всеобщего засилья католиков и мусульман. Однако, очень скоро обнаруживается, что грекам нужно не единство, а полное подчинение армян и их халкидонизация. И в 1179 году, на соборе в Ромкле, ААЦ окончательно отвергает снобизм греков.

В 1375 году под ударами мусульман пало Киликийское Армянское царство, а в1453 пал и Константинополь. Так был положен конец восточной христианской цивилизации. Однако дух имперского Халкидонизма не исчез. Он перебрался далеко на Север, где трансформировался в мало что имеющую общего с Христианством идею «третьего Рима»...

Но! Слава Богу! С гибелью Византии погибла и византийская идея фикс - халкидонизировать армян. С присоединением Армении к России, Русская Церковь не стала проводить политики насильственной халкидонизации и подчинения ААЦ. Напротив, обособленный статус Армянской Церкви как "неправославной" оградил ее от участи Церкви Грузинской, которая была не просто подчинена, но руссифицирована, т.е. по факту ликвидирована.

История ААЦ

Previous post Next post
Up