Представляю очередной исторический сюжетик, на этот раз из "Проскинитария" Арсения Суханова. Это посол московского царя Алексея Михайловича, проделавший большое путешествие по Востоку (1649-1653), где он наблюдал за жизнью местных Церквей и тщательно все увиденное записавший, дабы и государь, и патриарх Московский узнали, как оно живут православные вдали от ихней Руси-Матушки.
Но, чтобы читатель ощутил всю прелесть момента, напомню о нравах, бытующих в Московии того времени, и об отношении местных "православных" ко всем, кого они православными не считали. Это именно та эпоха, когда русские нововеры мочили в сортире староверов за их "арменскую ересь" (коим обзывалось неведомое самим армянам двуперстие). Это еще и та эпоха, когда в дальних походах в Западную Русь "православное" воинство "Тишайшего" царя сжигало и топило в реках население целых городов, в которых жили те самые "еретики-армяне" и "богоубийцы-жиды". (Об этом тут -
http://grigor-yan.livejournal.com/163213.html ).
И теперь представьте те чувства "православного" человека, воспитанного на всем этом, попавшего в Иерусалим, где жили рядом с "православными" те самые "еретики" и "жиды" и не просто их никто не мочил в сортире, не топил и не сжигал, но и... ))))))))))
Итак, подборка фрагментов, где Арсений Суханов пишет об армянах и их взаимоотношениях с греками:
____________________________
В 17 день после полудня церковь великую отперли. Армянский верховный патриарх Великой Армении, из Эчмиадзина, а с ним иные были два патриарха армянские же. И как время вечерни, встречали патриарха армянского армяне, облачась, многие с образами, с хоругвями, с кадилами и с пением. И войдя в церковь, патриархи армянские первые целовали камень, где Христа в саван клали, потом пошли в свои пределы и, облачась, после своей вечерни пели литанию, что есть вход ....
А перед верховным патриархом несут два человека, растянув, полотно золотое, от самых дверей где встречали. И так ходили по всем святым местам, только в соборную церковь не входили, где патриарх греческий служил, а на всех тех местах читают евангелие. На Голгофе верховный патриарх после евангелия проповедь долго говорил, а люди все сидели на коленках. И как говорил, люди многие армяне слушают с безмолвием и со слезами, и сам патриарх плачет, а указывает рукою немного обернувшись на Голгофу, где распят был Христос. Арсений же с греками повременив немного пошли из церкви вон, поцеловав Гроб Христов и Голгофу.
В 19 день, после обедни прислал патриарх армянский к Паисию патриарху даров четыре атласа. Того же дня у вечерни патриарх был у праздника Евфимия великого.
В субботу у Ильи Пророка был у патриарха (греческого) Паисия патриарх армянский из Эчмиадзина и прочие с ним патриархи и митрополиты армянские, человек сказывают с триста было. И как приехал к монастырю, то патриарх Паисий встречал его за монастырем сам не облачался, и два попа в ризах, один с евангелием, а другой со Спасовым образом, да диакон с кадилом, а иноки со свечами ослопными. И придя, патриарх армянский целовал евангелие и образ, и с патриархом (греческим) поцеловался, а говорили через толмача и пошли в монастырь. И Паисий патриарх пошел наверх к себе, а армянский за образы пошел в церковь. Перед ним пели попы (греческого) патриарха иерусалимского «достойно есть». А в церковь придя, патриарх армянский молился по своему чину, в алтарь в царские двери входил, престол целовал, и в царских дверях ковер ему стелили, на чем стоять и молиться. Потом пошел наверх к патриарху иерусалимскому и сидели на коврах, пили и говорили, и отпустил еще армян провожая.
В 15 день, поздно, в часу третьем ночи, Коптип диакон наш, женил сына, и по чину своему ходил со всем поездом по монастырям ко франкам, и от франков к патриарху Паисию…..
Того же дня патриарх начал готовиться к завтрашнему дню для (встречи) армянских патриархов. К столу убили в монастыре пять баранов, тридцать кур. Приспешники армянские были и ночевали, и тут у патриарха в доме иерусалимского во всю ночь стряпали. В 9 день как пришли три патриарха армянских, встречали их у ворот три попа греческие облачась и с кадилом, и с евангелием, и с образом, и со крестом, и со свечами ослопными. И пели пред ними наши греки «достойно есть». А как в церковь царя Константина вошли, пели армяне сами. Потом придя в келью к патриарху, в большом месте сидели: Паисий патриарх с левой руки, подле его сидел (патриарх) Великой Армении, а под ним с левой руки антиохийский, армянский же, а с правой руки Паисия патриарха, как бы немного в стороне, а не в ряд с ним, третий армянский же. А по сторонам сидели митрополиты и епископы армянские во всю палату. Ели еду мясную митрополиты и прочие, а патриархи армянские ели с нашим патриархом рыбное, а мясное не ели. А сидели по земле широко, промеж их по скатерти стольники и стряпчие ходят с питьем и с яствами. Пили вино и кофе. Кадило за столом по-турецки было.
Из-за стола встав пошли на колокольню с коврами и с подушками. И там посидев, сошли на Голгофу, и там на Голгофе посидев пошли. И у ворот сидели и пили, и пошли все со двора. Тут патриарх армянский спрашивал про Арсения, что не пришел руки целовать, не любит де нас.
Февраля в 23 день партиарх Паисий от заутрени сошел по третьей песни на седальнах. Того же дня обедать пошел, со всеми своими старцами, к армянам. Так же и Арсения и Иону взяли с собою. Яства были все постные. Пили вино. Как патриарх пошел к армянам, встречали армяне за монастырем с кадилом, со свечами. А патриарх армянский и прочие власти большие встречали в монастыре у ворот с крестом и с хоругвями, и пошли в церковь. Пели армяне, потом в церкви пред престолом поставили стул раскладной и постелили ковер шелковый цветной с золотом и серебром, и посадили на нем патриарха нашего, а разувал диакон его Дорофей. Потом иерусалимский архиепископ армянский подпоясался лентою, умывал ноги патриарху Паисию. А верховный армянский патриарх воду изливал. И потом целовали у патриарха все власти армянские и все миряне руку и кропил их тою водой, которою ноги умывали патриарху нашему. А верховный патриарх армянский целовался с патриархом (греческим) в уста, и омочив в воду персты рук своих, по лицу помазывал ими.
Потом пошли в трапезу и там ели. Сидели патриарх армянский с нашим патриархом вместе и ели из одного блюда. Армянский сидел с правой руки у нашего патриарха. Антиохийский - армянский же, сидел от нашего патриарха с левой руки, и ел в другом блюде. А иерусалимский архиепископ армянский сидел с правой стороны, а ели в одном блюде. Потом греки все сидели по обе стороны, а после них сидели армяне, купцы великие. А прочие власти армянские никто не сидел за столом, а все стояли и пели, а иные стряпали. А все в мантиях и в клобуках. Немногие, человек с триста только, были в клобуках без мантий, в рясах. И патриархи армянские сидели за столом в мантиях и в клобуках, а наш без мантии, в клобуке только. Есть было чего очень много и поставлено хорошо. Палата вся послана коврами, а сверху образы и по стенам на полотнах устроены образы.
После стола пошли на верх церковный, потом в келью патриарха. И там сидели и пили и овощи ели. Потом провожал патриарх армянский со всеми своими до ворот. И целовались меж себя и пошли. А как сидя за столом патриарх иерусалимский говорил заздравную чашу, стоя, патриарху армянскому Филиппу, и чашу пили, и здравствовались и целовались в уста. Потом чашу заздравную говорил Филипп патриарх нашему патриарху Паисию. Чашу пили сидя, а греки пили чашу стоя.
Февраля в 29 день, в неделю сыропустную, в трапезе с братиею, после стола пришел к патриарху иерусалимскому верховный патриарх армянский с митрополитами своими и с купцами, и сидели у него в келье, пили и ели овощи только.
В вербное воскресенье на утрени патриарх давал вербу, ветку масляничную и крест плетеный финиковыми ветвями. И ту ветвь Арсений привез с собою в Москву. Литургию патриарх служил собором самым большим. По заамвонной молитве давал вербу другую, ветви большие финиковые только. И ходили трижды около гроба Христова с пением, и потом вошли в церковь, и отпуст. Потом пошел в ход патриарх армянский тоже, с образами и с хоругвями. Перед ним бьют в шесть блюд и в кандейку бьют. А за армянами копты шли. Пред ними бьют в бильце железное молотком. Потом шли сирияне, а эфиопов не было....
__________________
Вот такой вот исторический сюжетик. Дальше не цитирую, ведь как все могут и так догадаться, после всего этого наступила Великая Суббота с ее дежурным низведением огня с неба. Тут понятное дело, как всегда мордобой, кто-то дал туркам взятку, чтоб кого-то куда-то не пустить........ в общем все как всегда ))))) или наоборот (((((((, но это уже совсем другой сюжетик.