Мифы о Благодатном огне и клевета Марии Свешниковой в ее статье на Вести.ру

Oct 16, 2012 02:23

В связи с моим предыдущим постом  grigor_yan в Мария Свешникова. Сумасшедшая сука с Правмира, у некоторых людей появились вопросы, которые в обобщенном виде можно было бы обозначить так: "Что такого лживого и клеветнического в статье Марии Свешниковой, и нельзя ли по-подробнее?". На первую часть этого вопроса я ответил там же: "все о чем тут написано Марией Свешниковой, является ложью от начала до конца", но если людям нужны подробности, то их, как говорят в некоторых экзотических диалектах, у нас есть.


 
"Православная" клеветница Мария Свешникова

По большому счету, было бы достаточно просто дать ссылки на статьи о т.н. "Благодатном огне" и о церемонии Святого Света, прочитав которые человек сам бы сделал выводы о профессиональном уровне и моральном облике Марии Свешниковой. Но это может не помочь некоторым людям, которым все нужно подавать "популярно", раскладывая факты по полочкам. Вот этим сейчас и займемся. Разобью на фрагменты текст Свешниковой и дам свои комментарии. 
__________________________________

* А в 2002 году о патриархе Иерусалима Торгоме Манукяне узнал весь мир:


Это такая журналистская затравка - сказать что-то громкое, что должно заострить внимание читателя, и ввести его в состояние предвкушения чего-то "глобального и значимого". Но пусть каждый из вас, мои читатели, сам задаст себе вопрос - Вы в 2002 году узнали о патриархе Иерусалима Торгоме Манукяне? Нет? Может быть Вы не из этого мира, который "весь узнал", а один Вы нет?

* в Великую Субботу в храме Гроба Господня разразился большой скандал.

Как всякая дешевая журналючка, любящая тухлятинку и клубничку, Мария Свечникова обожает и слово "скандал". Само это слово уже указывает на желтизну подаваемого материала, рассчитанного на не очень изысканную публику. Конечно, неприятность для участников церемонии тогда случилась действительно большая, о чем пойдет речь ниже. Но если бы Свешникова была христианской, тем паче православной, то произошедшее на церемонии Великой Субботы в 2002 году внутри Святой Кувуклии храма Гроба Господнего, назвала бы печальным происшествием.

Хотя, конечно, желтушные журналюги хотели бы устроить вокруг происшедшего скандал, но полное отсутствие достоверной информации о случившемся не позволило им этого сделать. Все, что произошло, произошло в закрытом от всех глаз помещении Кувуклии, где на тот момент находились только двое - греческий патриарх Ириней и армянский архимандрит Самвел, и что произошло между ними, журналисты знать не могли. А потому, эта история обросла нелепыми домыслами, порожденными воспаленной фантазией огневерческого быдла, взрощенного на мифах о "низводящем с небес огонь православном патриархе".

Что же произошло в тот день в Кувуклии на самом деле, впервые русскоязычному читателю поведал в своем интервью архимандрит армянского Иерусалимского патриархата Баграт Бурджекян, который сам многократно вместе с греческим патриархом участвовал в Великосубботнем возжении и выносе Святого Света (Благодатного огня) из Гроба Господнего.


 
Архимандрит Баграт Бурджекян, вынесший Святой Свет из Гроба Господнего

* По традиции, которой уже почти две тысячи лет,

Богослужебная праздничная Пасхальная церемония выноса из Гроба Господнего Святого Света, призванного символизировать Истинный Свет воскресшего Господа, конечно же древняя. Но до середины четвертого века такой церемонии быть не могло. Храма Воскресения еще не было. Ведь он был построен только по распоряжению императора Константина. Т.е. тут Свешникова для красного словца накинула чуть ли не пол тысячелетия. Но и это, если иметь в виду именно церемонию Света, а не начало восприятия ее как мероприятия по "чудесному низведению огня". Традиция воспринимать церемонию Света как "чудесное схождение Благодатного огня" начинается только в девятом веке. Это подтверждается многочисленными историческими свидетельствами. А значит, традиции в ее "чудо-огненном" виде, всего-лишь чуть больше тысячи лет.

* в этот день Патриарх Иерусалимский и предстоятель Иерусалимской православной церкви Ириней вошел в Кувуклию (часовня над Гробом Господним) храма, чтобы помолиться о схождении благодатного огня.

Здесь Мария Свешникова озвучивает одну из многочисленных версий псевдоправославного мифа о т.н. "Благодатном огне". Согласно этому мифу, по молитвам "православного" патриарха Бог посылает с неба чудесный огонь, и происходит это внутри Кувуклии, где находится Гроб Господень. И что интересно отметить, псевдоправославный миф о "Благодатном огне" в изложении Свешниковой представляет собой крайнюю по неадекватности версию. То, что она рассказывает читателям Вести.ру, не соответствует даже "ортодоксальной" версии этого мифа, распространяемой в официальных изданиях РПЦ.

Любая ключническая брошюра про "Благодатный огонь", вышедшая под грифом "по благословению...." подтверждает, что в Кувуклию входят двое - греческий и армянский патриархи, где первый молится на Гробе о схождении, а второй наблюдает за ним, чтоб тот не смухлевал и спичками не зажег огонь ))))) То, что делают эти двое и кто там на самом деле находится, поговорим ниже, тут же я хотел показать, что Мария Свешникова настолько не в теме, что посылает в Кувуклию "православного" патриарха Иринея одного, оставляя армянского патриарха Торгома во вне, ждать у выхода из Кувуклии выноса Иринеем огня.

* И, когда чудо произошло, он вышел с горящими свечами, но был остановлен армянским патриархом Тогромом, принявшимся неожиданно выхватывать свечи из его рук.

Оставим разговоры про "чудо" огнеупорным фанатикам, а сами остановимся на мнимых действиях армянского патриарха Торгома, чье имя Свешникова не смогла написать без ошибки. Даже если не знать, что согласно строжайшему регламенту установленному в Статус-кво, армянский патриарх на церемонии Святого Света не находится ни внутри, ни рядом с Кувуклией, а сидит на втором этаже Армянского Предела храма Воскресения и наблюдает за церемонией сверху, то можно установить безумие Свешниковой, лишь представив кто там у кого пытался "выхватывать свечи из рук".

В 2002 году армянский патриарх Торгом, по жизни бывший тихим и миролюбивым человеком, был 83 (!) летним старцем, физически не способным что-то у кого-то выхватывать. В то же время, новоявленный греческий патриарх Ириней в 2002 году был 63 летний, полный жизненных сил и буйного нрава крепыш, связываться с которым не рискнули бы даже братья Кличко. Но все это мелочи, по сравнению с тем, что патриарха Торгома - человека, о миролюбии и бесконфликтности которого можно легенды слагать, Мария Свешникова представила каким-то неадекватом, внезапно кидающимся на людей из-за каких-то свечек, и все это, якобы, на глазах тысяч людей в храме.


 
Оклеветанный Свешниковой патриарх Торгом

Такое неадекватное поведение, легко можно было бы представить со стороны Иринея, который, собственно говоря, и спровоцировал конфликт внутри Кувуклии на той церемонии. Именно буйный нрав и клинически установленное безумие греческого патриарха Иринея, стали одной из причин извержения его из священного сана Общеправославным собором. Формальным же поводом к его низложению стали многочисленные скандалы с торговлей церковными землями. Ириней был не только агрессивным религиозным фанатиком, но и настолько тупым, что продавая собственность Иерусалимского патриархата евреям, думал, что этого никто никогда не узнает. С самого момента низложения и по сей день, бывший патриарх Ириней сидит под домашним арестом на территории патриархата, поскольку его прежние подчиненные, попросту боятся выпустить на улицу бывшего шефа.


 
Бывший патриарх Ириней

Но все это "лирика". Теперь о том, что же на самом деле произошло на той церемонии и с кем именно подрался безумный Ириней в Кувуклии.

Как я уже отметил выше, армянский патриарх, согласно вековому порядку, закрепленному в Статус-кво, во время Великосубботноего богослужения, после первого крестного хода поднимается на балкон Армянского Предела, и оттуда наблюдает за продолжением церемонии, ожидая, когда гонцы принесут ему огонь и он первым, еще до выхода из Кувуклии греческого патриарха, благословит горящими свечами собравшийся внизу народ. Когда-то в древности, армянский патриарх действительно участвовал непосредственно в возжении Святого огня на Гробе вместе со своими коллегами из других поместных Церквей. В разные века порядок церемонии был разным, как разным был и состав участников. Но с тех пор, как начались конфликты вокруг прав и полномочий на церемонии, армянские патриархи, дабы положить конец нескончаемым выяснениям "кто тут главнее", переложили обязанность участвовать в совместном служении с греческим патриархом на обычного епископа.

Так было еще в 19 веке, когда этот факт служения на Гробе Господнем армянского епископа ВМЕСТЕ с греческим патриархом был закреплен в Статус-кво. Но после составления Статус-кво, обязанность зажигать и выносить Святой Свет из Гроба, армянским патриархом была возложена на архимандрита, и такая практика сохраняется по сей день. И если в будущем на то будет воля армянского патриарха, он это послушание может возложить и на диакона. Это его святое право первоиерарха и преемника Святого Иакова, давать послушание своим сослужителям. И тут совсем неуместны радости грекославных огнепоклонников, думающих, что "греки там главные", потому что от них идет патриарх, а от армян всего-лишь архимандрит. Напротив, ситуация та, что в том, в чем от греков участвует аж патриарх, для ААЦ достаточно и архимандрита.

Т.е., в процессе молитвы на Гробе, зажжения свечей от лампады и выноса огня людям, между греческим патриархом и армянским архимандритом стоит вот такой знак = . И этот знак в 2002 году стоял между греческим патриархом Иринеем и армянским архимандритом Самвелом Агояном. Именно эти двое, согласно Статус-кво вошли в Гроб Господень, и должны были чинно-благородно, после совместной молитвы вынести своим верующим огонь. Но! Оказалось, что этот знак равенства к Иринею не относится, и он это всем "доходчиво объяснил"... Об этом чуть ниже.

* Патриарх Ириней не выпустил свечей из рук,

Кстати, я слышал от "православных" огнепоклонников и более дикую версию этого мифа. Согласно этой версии, "армянскому патриарху" (дело было таки внутри Кувуклии) все-же удалось отнять у "героически защищавшегося" Иринея свечи, с которыми тот побежал к выходу, "планируя первым раздать огонь" )))) , но, Ириней из последних сил догнал его и схватив стоящий поблизости подсвечник треснул злодея по голове, отнял украденные свечи и гордо вынес Благодатный огонь народу, а "армянского патриарха", находящегося в отключке, полиция вынеся под ручки, вышвырнула из храма.

* а его окружение накинулось на представителя Армянской церкви, который планировал лично раздавать верующим священный огонь. Началась драка,

Как видим, Мария Свешникова даже приблизительно не знает того, что, где и как происходит, где кто стоит и что делает, зато знает мысли "армянского патриарха", который "планировал лично...". И вот кто-то же это все сочиняет? Все-таки велик потенциал "русского народного творчества", оставленного на произвол иерархами РПЦ! Да что там говорить, если сами иерархи увлекаются коллекционированием "подлинных гвоздей" и возят по миру кусочки тряпочек, возбуждая ничем не поборимые языческие страсти невоцерковленного охлоса.

Что касается драки, то расскажу и о ней, но начну с предыстории. Какие бы конфессиональные проблемы не были между армянским и греческим патриархатами Иерусалима, тем не менее, церемония Святого Света - это совместное праздничное богослужение, и как архимандрит, армянский участник обряда возжения и выноса огня из Кувуклии всегда относился и будет относиться уважительно к духовной степени патриарха с которым он молится на Гробе. Естественно, что всегда и в каждом действии первым все делает патриарх, а уже вторым архимандрит. Этим порядком устраняется всякий повод для конфликта и нет места для "рейтингов кафдр". Патриарх первым входит в Кувуклию, первым он входит и в сам Гроб, первым становится на колени перед ложем Спасителя, после молитвы первым зажигает свечи и первым же выходит из Кувуклии. Единственное, чего он не может сделать первым, так это выйти из Гроба в Предел Ангела Кувуклии, поскольку проход у плиты Гроба слишком узкий, чтобы там могли разминуться двое.

Поскольку армянский архимандрит входит в Гроб вторым, то ничего иного не остается, как только ему первым выйти из него. После выхода в Предел Ангела с зажженными свечами, оба служителя одновременно передают огонь народу в проемы по разные стороны Кувуклии. После этого, в Кувуклию входят по одному представителю Коптской и Сирийской Церквей, которые зажигают свои пучки свечей от свечей греческого патриарха или армянского архимандрита. И только потом, из Кувуклии выходит греческий патриарх, а за ним армянский архимандрит, которого диаконы армянского патриархата несут на руках в Армянский Предел. И, наконец, после них выходят копт и сириец, неся огонь своим общинам. Так было по крайней мере полтора столетия на которые указывает Статус-кво, пока не явился миру патриарх Ириней!

В день Великой Субботы 2002 года, Ириней, осознавая свое "величие" и "главенство", а также свою "неимоверно единственную православность", впервые в своей жизни прошел в Гроб Господень "низводить огонь с небес". Единственное, что ему мешало насладиться моментом, так это то, что "низводить огонь с неба" (а в реальности, зажигать свечи от горящей на плите Гроба лампады) он обязывался Статусом-кво вместе с армянским архимандритом. Естественно, по своему конфессиональному мракобесию и умственной поврежденности, Ириней относился к представителю ААЦ не просто как к "еретику", но как к помехе, нарушающей в его воображении "правильный" процесс "схождения огня", в котором, согласно мифам, он должен был бы участвовать один. Но, присутствие архимандрита Самвела он все же терпел, скрипя зубами, до того момента, пока..... после зажжения свечей тот не вышел первым из Гроба, для того, чтобы выпустить оттуда и патриарха.

И вот тут с Иринеем случилась истерика! Заявив, что всегда и везде он должен входить и выходить первым, да и вообще, не собирается впредь молиться вместе с еретиками, греческий патриарх набросился с кулаками на не ожидавшего такого поворота событий седовласого старца, вырвал из его рук свечи и затушив сломал их. И кто знает чем бы это все кончилось, если бы безумца не оттащили забежавшие на шум полицейские, старавшиеся действовать как можно корректнее по отношению к патриарху. Однако сам обезумевший патриарх о корректности не думал, так что досталось от него и полицейским, одного из которых он укусил за ногу. Спасенный от рук "православнейшего" человека, по чьим молитвам, якобы, две минуты назад Бог спустил с небес огонь, архимандрит Самвел как мог поправил один из двух, более-менее уцелевший пучок своих свечей и снова зажег их тут же зажигалкой, и вынес все-таки Святой Свет, символизирующий Пасхальную весть о воскресшем Господе верующему народу.


 
Архимандрит Самвел Агоян, с "Благодатным огнем" на сломанных безумным Иринеем свечах

* но с помощью подоспевшей полиции армянского патриарха Иерусалима выдворили из храма.

Вот этот вот сюжет, про "выдворение из храма патриарха", является и самым хульным и самым безумным в этом бредовом рассказе. Кто-нибудь из нормальных людей может хотя бы на секундочку представить, что ПАТРИАРХА Церкви полиция может взять и "выдворить" из храма?  Такого я не могу себе представить даже в условиях исламского порабощения Святой Земли. Я даже не стану рассказывать о том, что патриарх, все же, лицо официальное и высокопоставленное в обществе, он по факту является этнархом тысяч армян Израиля, с которым встречаются президенты, и на аудиенцию к которому записывается заранее сам министр внутренних дел. Я просто на все это сморю с простой "бытовой" позиции. Если бы к армянскому патриарху в храме Гроба Господнего хоть один полицейский прикоснулся бы пальцем, то верующие армяне, которых, как все наверное догадываются, в этом храме и в этот день не мало, этот палец ему тут же оторвали бы вместе с рукой и таки выкинули из храма...

* Надо сказать, что это была вторая попытка со стороны епископата Армянской православной церкви захватить святой огонь. В шестом веке, армяне вошла в храм, потушили в нем все лампады и заперли вход ко Гробу Господню. В результате, пришедшее греческое духовенство и собравшийся народ не смогли войти внутрь. Тогда прямо возле храма епископы устроили "внеочередное" заседание Синода, на котором постановили служить снаружи. И, пока все молились, патриарх держал в руках незажженные свечи. Неожиданно в одну из колонн храма ударила молния, а свечи патриарха загорелись. Как память об этом чуде на колонне у входа храма Гроба Господня виден след ударившего в нее огня...

Надо сказать, что Мария Свешникова пересказывая сей, известный практически всем "православным" огневерам миф про то, как "армяне хотели присвоить право получать огонь с неба", совершила "научный прорыв" в датировке этого события )))) До сих пор, события антихристианской сказки про "треснутую колонну" не относились ко временам ранее шестнадцатого века, когда Иерусалимом уже владели турки. Но как видим, наша журналистка отнесла события изложенные в мифе аж к шестому веку, когда Византия была еще могущественнейшей империей и о турках даже на их исторической родине, т.е. в алтайских степях, никто еще не слышал. Хотя, такой важный элемент мифа, как "подкупленные армянами турки", в рассказе Свешниковой не присутствует. И это очень, очень странно! Если честно, мне крайне интересно - ну где она, все таки, брала информацию для статьи и что она курила перед тем, как полезть в Гугл?

Желтая_пресса, Лжецы, Благодатный_огонь

Previous post Next post
Up