Железная Маска...

Sep 20, 2012 14:22

Тайна узника, известного под именем Железной Маски, волновала людей не одно столетие. Достоверных сведений об этом самом необычном узнике Бастилии сохранилось очень немного. Некоторые исследователи предполагают, что этим узником был константинопольский патриарх армянской церкви Аведик Токатеци

В 1690-х годах французским посланником в Константинополе был назначен маркиз де Ферриоль. Прибыв в Константинополь, Ферриоль оказался втянут в религиозный конфликт между католиками и армянами. Предыстория этого конфликта такова. В 1622 году папа Григорий XV основал «конгрегацию для распространения веры». Его преемник Урбан VIII присоединил к ней «коллегию пропаганды», где воспитывались будущие миссионеры-иезуиты. Представители Святого Престола вели себя в Турции весьма агрессивно. Особое внимание они уделяли общине армян, всеми силами пытаясь окатоличить их.



Ферриоль вначале способствовал примирению армян и католиков. В 1701 году он пытался стать посредником в заключении договора между ними - нечто вроде унии обеих церквей. Но против унии восстал армянский патриарх Аведик. Аведик родился в Эрзеруме, в бедной семье. В юности он был принят в число вардапеты. Став епископом, а затем и архиепископом, Аведик продолжал защищать интересы единоверцев с твердостью, которую французский посланник называл «дерзостью». Не считая уместным поддерживать одних неверных против других, турецкое правительство долгое время не вмешивалось в эти раздоры, предоставив той и другой стороне полную свободу действий

Ферриоль попытался добиться от великого визиря отрешения Аведика от управления делами Армянской церкви. Но великий муфтий, духовный глава турецких мусульман, являвшийся хорошим знакомым Аведика, воспротивился этой интриге и даже назначил армянского иерарха «армянским патриархом Константинопольским и Иерусалимским». Поскольку решения муфтия имели силу закона, Ферриолю пришлось временно оставить свои планы, но не сдаться.

Положение изменилось в 1703 году, когда в Константинополе вспыхнуло большое восстание. Янычары свергли султана Мустафу II и возвели на престол его брата, Ахмета III; великий муфтий был зарезан во время уличных беспорядков. Через два месяца после этих событий Аведик был отрешен от должности патриарха и заключен в Семибашенный замок; затем, по настоянию Ферриоля, его сослали в Сирию.

Армянская община отказалась повиноваться новому патриарху и хлопотала о возвращении Аведика. В конце концов они подкупили великого визиря за огромную сумму в 400 кошельков (примерно 800 тысяч тогдашних франков), и после года злоключений Аведик вновь воссел на патриарший престол. «Он соединился с греками, - доносил Ферриоль в Версаль, - и я предвижу страшные преследования против католиков». У патриарха действительно не было никаких причин симпатизировать Римской церкви, но притворная тревога Ферриоля должна была оправдать его собственную злобу против Аведика. «Я не дам ему ни минуты покоя, зная его за человека очень злого и способного на сильное притворство», - писал французский посол.

Спустя год Ферриоль с удовлетворением сообщил Людовику XIV, что Аведик вторично отрешен от патриаршества и осужден на ссылку. Тогда-то, чтобы сделать его падение окончательным, этот представитель самой цивилизованной нации Европы и пошел на преступление, которое даже в то время считалось уже совершенно немыслимым. Ферриоль подкупил чауша - чиновника, который должен был сопровождать Аведика в изгнание.

20 апреля 1706 года Аведик отправился в ссылку, вернуться из которой ему было не суждено. На Хиосе чауш передал его в руки иезуитов; специально нанятое купеческое судно, принадлежавшее капитану-французу, доставило патриарха в Марсель. По приказу короля за ним прибыл офицер, имевший на руках распоряжение, предписывавшее «всем губернаторам, мэрам, синдикам и другим чиновникам» оказывать ему «всевозможную помощь и в случае необходимости содействовать вооруженной силой». Таким образом, Людовик XIV с самого начала сделался соучастником этого вопиющего беззакония. Аведика вначале поместили в аббатстве Сен-Мишель - на голой скале у побережья Нормандии. Однако, похищенный патриарх все еще казался таким опасным, что было принято решение перевести его в Бастилию.

Невыносимое одиночество и непреодолимое желание хотя бы перед смертью вдохнуть воздух свободы сломили волю престарелого патриарха. В сентябре 1710 года в присутствии кардинала Ноайля, архиепископа Парижского, он отрекся от веры отцов. Через несколько дней его рукоположили в священники в соборе Парижской Богоматери и, прожив на свободе менее года, Аведик скончался...

В дни, когда бывший патриарх умирал на чужбине, в Париж привезли одного сумасшедшего дипломата. Это был Ферриоль. Незадолго перед тем, как сойти с ума, он написал: «Я знаю одно, за что меня могут упрекать, - это похищение Аведика».

По материалам книги Сергея Цветкова «Узники Бастилии»

__________________________

Спасибо Harib-у http://agapedialog.com/index.php?showtopic=2282&st

Католицизм, Турция, История ААЦ

Previous post Next post
Up