Встретил на одной из площадок такой наезд на Армянскую Церковь, и счел нужным дать свой ответ.
__________
EUGENE TRAPKO:
Cмотрел армянское крещение,они крестят обливанием,полного погружения у них не наблюдал.Их крещение от католиков не отличается.На сегодняшний день из всех древних церквей имеющих апостольское приемтство,полное погружение соблюдает только православная церковь,все другие обливают.
__________
Samuel McYan:
Скорее всего автор заявления является либо старообрядцем либо иным "православным" маргиналом, потому как в РПЦ всю жизнь крестили обливанием. Нет, не только обливанием, но обливанием тоже. В редком приходе РПЦ есть купель для взрослых, но только детские.
Я из многих десятков церквей РПЦ купель для взрослых видел только в одной, в виде маленького басейнчика во дворе. Поэтому, в подавляющем числе приходов РПЦ даже если бы хотели крестить взрослых погружением, не смогли бы.
Но, перейдем к ответу об "армянском" Крещении.
В Армянской Церкви крестят ни обливанием, ни погружением. Там крестят омовением. При этом омовение подразумевает и трехкратное погружение. Само Таинство Крещения (по-арм. Мкртутюн) переводится и означает Омовение. Это в сектах могут спорить про обливания или погружения, потому как сути действия не знают. Сектантов с толку сбило греческое слово βάπτισμα, которое имеет смысл не только омовения, но и погружения.
Откуда несчастным сектантам вспомнить или догадаться, что действо это идет не от греков, а от иудейских ритуальных омовений - твила (טבילה). Именно поэтому Иоанн Креститель по-еврейски именуется Йоhанан hаМатвил (יוחנן המטביל), т.е. Иоанн Омыватель.
И не нужно думать, что в греко-православии их Иоаннес hо Баптистес (Ιωάννης ὁ Βαπτιστής) - означает Иоанн Погружатель. Там он тоже Омыватель, тот самый который у русских стал Иваном Купалой, а не Нырялой. Русские когда-то тоже знали, что крестить - это купать.
Кстати, ритуальное омовение, т.е. твила, в иудаизме совершается, или по крайней мере должно совершаться по разным поводам, но всегда цель одна и та же - омытие нечистоты. Одним же из этих поводов для ритуального омовения является посвящение новообращенного в иудаизм.
Т.е., человек принимаемый иудаизм ритуально омывает свою прежнюю языческую нечистоту и уже чистым входит в Завет с Богом. В этом случае мы видим полную обрядовую аналогию с принятием в христианство через крещение.
Но в христианстве крещение, помимо омытия ритуальной нечистоты, наполнено и другими смыслами, о которых говорится в Писании.
Поэтому, все эти сектантские споры о погружениях и обливаниях при крещении яйца выеденного не стоят. Всякий обряд сам по себе лишь символическое действие, смысл которого в незримо совершаемом Таинстве. Никто не ждет, что в обряде ритуального омовения человек должен реально купаться, чтоб быть чистым.
Все делается упрощенно, а уж насколько упрощенно, дело многих факторов.
Обычно крещаемого в армянской церкви ребенка священник целиком опускает в купель три раза с крещальной формулой во имя Отца, Сына и Святого Духа, и его символически омывает. И погружая, и поливая, и, что важно, потирая части тела рукой, как при купании.
Другое дело, если приходит креститься взрослый. Такого в маленькую церковную купель не поместишь и погружения не совершишь. Поэтому, его наклоняют над купелью с руками, и поливая на голову и плечи воду троекратно, все равно совершают действия омовения, опять же по всем возможным частям тела - по спине, груди и даже ногам. Священник зачерпывает ладонью освященную в купели воду и омывает все части тела.
А "православные" из сект, если такие умные, пусть дальше просто погружаются, вместе с "протестантскими" сектантами. Как по мне, это просто погружение ничем не больше символизирует омовение, чем просто обливание. И то и это можно понимать как символическое омовение, но уж больно символическое.
Говорят, есть у римо-католиков крещение кроплением, но сам я такого у них не видел. Видел, как над вазочкой поливают немножко водички на лоб из чашечки. Если у римо-католиков все же есть крещение кроплением, то это уж чересчур символичное "омовение". Подобное "омовение" несомненно заслуживает критики и не одобрения. Но и при этом я не стал бы утверждать, что крещение не совершилось.