Продолжая тему лжемощей

Jul 19, 2012 00:57

Оригинал взят у bizantinum в Продолжая тему лжемощей
Оригинал взят у virdesideriorum в Поклонение обрезанию Христову



mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Или вернее сказать поклонение мощам крайней плоти Христовой в Западной Церкви имело место быть в Европе начиная со Средних Веков и по начало mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">XX века. Самое раннее упоминание о «мощах крайней плоти» относится к 800-му году, когда Карл Великий принес эту «реликвию» в дар папе Льву III-му на своей коронации. При этом сам Карл утверждал, что «святыню» ему доставил ангел во время молитвы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, хотя более прозаичная версия повествует о ней как о свадебным подарке от Византийской императрицы Ирины. Папа же поместил её во Святая Святых в Латеранской Базилике в Риме (1).

В дальнейшем этот реликт стал одной из наиболее почитаемых святынь,



несмотря на то что существовало около дюжины её «копий» в различных церквях и монастырях во Франции, Италии и других частях Европы; при этом везде утверждалось, что именно их копия «истинная», так как, естественно, наличие подобной реликвии приносило неплохой доход от паломников. Латеранский Собор 1215 года постановил запретить выставлять подобные реликвии на поклонение во все дни года, кроме праздников, и без специальных реликвариев. Однако, в 1424-м году папа Мартин V в ответ на жалобы церквей о том, что они теряют доход, разрешил поклонение «мощам» в любое время. Наиболее известная копия находилась в Ватиканской базилике, где она хранилась в богато украшенном реликварии вместе с другой «великой святыней», а именно «пуповиной Христа»(!). Согласно легенде, обе «реликвии» были принесены ангелом из Иерусалима во дворец Карла Великого, где и хранились до тех пор, пока внук императора - Карл Лысый - не передал их в Рим (2).


При этом нужно отметить, что папы смущались таким большим количеством «копий» одной и той жеmso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU"> «реликвии», в связи с чем понтифик Иннокетий mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">IIImso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU"> "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">постановил, что только Богу известно, какие из «мощей» подлинные. Однако чуть позже Святая Бригитта Шведская получила видение от Богородицы, Которая уверила её, что именно Ватиканские  «святыни» истинные. Считается, что «крайняя плоть Христова» была украдена в 1527-м году, когда армия Карла mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">Vmso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU"> захватила Рим, хотя есть легенды, что она сохранилась и до сих пор находиться в Ватикане (2).

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Еще одна знаменитая копия «святыни» выставлялась во французском монастыре Шарру в Пуату. А в начале mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">XIImso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU"> века монахи Шарру специально путешествовали в Рим, чтобы показать папе эту «реликвию» наряду с частью подлинного креста Христова и сандалиями (!) Иисуса. Другая «копия» в 1421-м году была принесена в Англию из бенедиктинского монастыря в Куломе, когда Катерина Валуа вышла замуж за Генриха "Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">V"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">, и была помещена в брачное ложе для «плодовитости» супругов (2). В целом, некоторые исследователи насчитывают от восьми до восемнадцати «копий» «крайней плоти Христа», хранившихся во Франции, Бельгии, Германии и Италии. При этом, по всей видимости, большинство из них было уничтожено во время Реформации и Французской Революции. Сама же Католическая Церковь навсегда решила вопрос о подлинности,  постановив в 1900-м году, что любой, кто будет говорить или писать о «Святой Крайней Плоти», будет отлучен от церкви, а в 1954-м году после многочисленных споров наказание было ужесточено до анафемы. В дальнейшем Второй Ватиканский Собор и вовсе удалил сам праздник Обрезания из латинского церковного календаря (1). Вероятно, одной из причин этого явилось то, что благочестивой традицией на этот праздник были торжественные шествия с «реликвией».

Конечно, вполне понятно, что для неразвитого религиозного сознания необходим некий осязаемый, материальный символ, связывающий духовное явление с видимым миром; так, для примера, можно вспомнить известный апокриф о трех деревьях, которые посадил праведный Лот, срубил царь Соломон, а затем нес на плечах в виде креста Иисус Христос. Здесь, конечно, речь идет больше о повествовании, нежели о видимом объекте - кресте, однако сам феномен вполне очевиден: было необходимо «связать» Ветхий и Новый Заветы неким единым артефактом, единым образом. Голова Адама, зарытая на Голгофе - из той же серии. В нашем же случае, по всей видимости, было необходимо через артефакт актуализировать сам праздник Обрезания Господня.



mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Однако, при всем при том, подобный поворот религиозного сознания в сторону «овеществления» Предания остается, мягко говоря, вполне сомнительным. Одно то, что на волне интегристского (партия либералов в КЦ) аджорноменто (ит. «обновление» в смысле церковной жизни) в Католической Церкви отменили почитание «крайней плоти Христа» вместе с самим праздником Обрезания, выплеснув, так сказать, с водой и ребенка - говорит о вредности подобных проявлений в церковной жизни. Конечно, сейчас в Русской Церкви «горшок преподобного Серафима» не носят крестным ходом на праздник этого святого (благо мощи есть), но при этом, мне кажется, очень важно понять, что крайности порождают крайности. Когда церковный миф (в отрицательном значении этого слова) начинает подменять собой истинную суть Предания, здоровая духовность встает на защиту евангельских истин о покаянии, смирении, стяжании Царствия Божия в своем сердце, против всяких «земелек с могилок», «старчиках» или лжемощей и лжереликвий. При этом бывает очень тяжело удержаться от того, чтобы не совершить противоположную ошибку: отсечь все, что вызывает сомнение у религиозной рациональности. Это мы видим на указанных выше примерах Католической Церкви, ну и, естественно, в глобальных масштабах на примере Реформации.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">1) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">"Who stole Jesus' foreskin?"mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU"> by David Farley. Slate magazine.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">2) Leonard B. Glick, Marked in Your Flesh: Circumcision From Ancient Judea to Modern America, OUP, 2005, p. 96-97

Католицизм, Мощи, Реликвии

Previous post Next post
Up