Jun 21, 2012 23:57
В своем "Догматическом богословии" священник Олег Давыденков вешает на гностиков свои домыслы:
"По сообщениям св. Епифания Кипрского, докетом был Василид, а по сообщению Тертуллиана, также и Валентин. Правда, они не считали, что тело Христово было призрачным, было иллюзией, но они полностью отрицали Его единосущие нам, утверждая, что человечество Христа было особой природы, называя Его тело "небесным", "космическим" и т. п., т. е. более тонким, более совершенным, чем наши человеческие тела".
А между тем, любой не обремененный "православными истинами" человек понимает абсурдность такого заявления. Гностики физически не могли отрицать единосущия Христа людям, т.к. в доникейский период истории Церкви (когда те гностики и обитали) попросту не существовало термина "единосущие". По крайней мере в Христианстве его точно не было. Термин "единосущие" был введен как антиарианский аргумент, для удостоверения того, что Отец и Сын Единое Существо. Но даже на самом Никейском Соборе многие православные отцы возражали против такого термина, поскольку его можно было понимать как отождествление Отца и Сына, исповедание их одной Ипостасью.
И это только речь о Боге, Который есть Единая сущность. Про единосущие Христа людям не могло быть и речи. В те времена только сумасшедший мог высказать мысль, что Христос единосущен людям, ведь это означало бы исповедание Христа одним Существом с людьми. Отход от такого понимания произошел уже в Халкидонизме, когда сущность стала отождествляться с природой, когда единосущие указывало уже не на единое существо Отца и Сына, а на Их единоприродие, примерно так, как это у Олимпийских богов. Причиной такого отступления от нормального христианского учения был злополучный орос Халкидонского собора, где была проведена аналогия единосущия Отца и Сына с единосущием Христа людям.
Но ведь Давыденков свято верует, что он будучи "православным" верует так, как веровали апостолы. Он думает, что если он, будучи постхалкидонитом верует в единосущие Христа людям, то так веровали и древние отцы-апологеты времен антигностической полемики. Но даже на этом он не тормозит, а несется в мыслях дальше, мол если православные антигностики верили в единосущие Христа людям, то гностики ясно дело отвергали это самое единосущие Христа людям. Причем отвергали не так себе, типа "тут отвергаем, а тут не отвергаем", а "полностью"! Я просто с него балдю )))...
Гностики,
Терминология,
Олег_Давыденков