Ромейскиея страсти. Чиста канкретна праваславненка )))

Jun 18, 2016 12:45

Что нам прокоментрует наш древнегреческий ромей? ;)

Оригинал взят у diak_kuraev в Наши Борджиа

... В 931 году император Роман I попросил патриарха Трифона отказаться от патриаршества в пользу своего 13-летнего сына Феофилакта.
Трифон не согласился передать трон мальчику и остался на этом посту.
Роман I пришёл в ярость и хотел арестовать и казнить его, но Трифон был очень любим народом за свои добродетели.

Тогда советники императора придумали лучший план, чтобы отстранить его от должности, не вызывая восстания. Во время встречи с другими епископами архиепископ Кесарийский обвинил Трифона в неграмотности и не умении писать. Трифон подписал чистый лист бумаги, а затем епископ Василий направил бумагу во дворец, где императорские писцы дописали документ о его отставке на чистый лист бумаги с подписью Трифона. Трифон был вынужден уйти в отставку (поселился в монастыре, где и умер через 2 года).

Все же этот мухлеж вызвал дискуссии в высших церковных кругах. Пришлось взять паузу в 17 месяцев, и лишь потом с участием специально приглашенных четырех папских легатов прошла интронизация юного патриарха. Именно папские послы возвели его на патриарший трон.

В Риме в это время и 12-летние мальчики становились Римскими Папами. Неудивительно, что Рим не смутила и младость Феофилакта.

Феофилакт был младшим сыном византийского императора Романа I Лакапина. По примеру своих предшественников, императоров Василия 1 и Льва 6, Роман готовил младшего сына к патриаршеству.
Поэтому Феофилакт еще в детстве был оскоплён отцом.

В 7-летнем возрасте Феофилакта постригли в клирики, а патриарх Николай I Мистик возвёл его в иподиаконы. Уже в 11-летнем возрасте отец хотел поставить его в патриархи (после смерти тоже патриарха-евнуха Стефана; не путать с патриархом-мальчиком Стефаном, сконч. в 893 г.). Но все же поостерегся. 8 месяцев длилась пауза.

Потом местоблюстителем патриаршего престола и был назначен Трифон - "рукополагают патриархом на определенный срок, пока не подрастет Феофилакт, сын Романа, которого собирались рукоположить кпльским патриархом" (Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Роман Первый. ,26)

Вот почему Трифон и опасался своего смещения и поддался на провокацию, когда ему сказали, что лишь одно может быть причиной его отставки - безграмотность.

С его именем связан августовский праздник "Третьего Спаса": 15 августа 944 года у Золотых ворот Патриарх Феофилакт и весь синклит на коленях встретили возвращение в Константинополь образ Христа из Эдессы, помещённый впоследствии в собор Святой Софии.

"Довольно продолжительное патриаршество Феофилакта покрыло стыдом naтpиapшую кафедру константинопольскую. Он запятнал себя самою безсовестною симониею; за все епископские и священнические места назначена была такса; продажа происходила открыто. Самое богослужение при нем было осквернено. Историки говорят, что без краски в лице и разсказывать нельзя о том, что позволял себе делать, не краснея, это чудовище патриарх. По подобию праздников, введенных в западной церкви, именно шутовских праздников - праздника глупцов и праздника ослинаго - он позволял употреблять в своей церкви при каких-то религиозно-общественных празднествах танцы, безсмысленные крики, светские песни, неприличные песнопения, смешивающиеся с пением свящ. гимнов. Господствующею страстию naтpиapxa были лошади. Их у него было 2000. Конюшни были предметом всегдашних забот Феофилакта. Безчувственный к бедным и несчастным, он питал своих нежно любимых лошадей изысканными плодами - миндалем, фигами и пр., поил их тончайшими винами, опрыскивал драгоценными духами. О нем разсказывают следующий анекдот. Однажды в страстной четверток патриарх совершал обедню; в это время ему пришли доложить, что любимейшая его кобыла начинаетъ жеребиться. При таком интересном известии, сгорая нетерпением видеть новорожденнаго жеребенка, он прерывает Богослужение, бросает свои первосвященнические одежды и спешит в конюшню. Насладившись зрением новорожденного, патриарх снова возвращается к прерванной службе в храме св. Софии и доканчивает обедню. Умер, упав с лошади.

(Лебедев. А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1902, с. 74)

Память патр. Феофилакта - 27 февраля.
см. http://vremennik.biz/opus/BB/01/51581

Напомню, что "Кпльские патриархи начиная с Митрофана (315-325) и до Евстафия (1019-1025) все причислены к лику святых за исключением тех между ними, которые были еретиками или которые не досидели на своей кафедре до смерти и почему-либо были с нее удалены (во втором случае кроме представляющего исключение в исключении Иоанна Златоустого)" (Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. - Сергиев Посад, 1894. с. 8).

***

"Канонисты 12 века (Аристин) передают нам, что в Византии не довольствовались буквальным смыслом канонов, в которых все-таки за римским епископом признается первый ранг, а за кпльским - следующий "по" (мета) нему второй. Старались истолковать предлог мета в смысле последовательности не по чести, а по времени. Т.е. в том смысле, что кпльский имеет тот же первый ранг, только получил его позднее римского" (Суворов Н. Византийский Папа. К истории церковно-государственных отношений в Византии. М., 1902, с. 126).

***

Интересно, что принц-патриарх набивает свой личный карман. Зачем? Рационального объяснения нет. Просто страсть. Хотя в те времена могла быть и отставка и потому надо было копить "на черный день". Сейчас и этого оправдания нет.

***

Ну хоть сейчас-то станет понятней, что вовсе не "обидки" мешают мне с придыханием произносить титул "патриарх", а просто некоторое знание церковной истории и опыт личного общения со
Святейшими. И простая логика: если мы выступаем против папизма римского, против папистских притязаний фанариотских, то почему мы должны быть рады папизму доморощеному, московскому?

Византия, Православие-хренославие

Previous post Next post
Up