О пасхалии

Apr 19, 2016 22:07

Человек нормально систематизировал тему. Даже снисходительно поддержал дюбителей всяких благоглупостей типа "благодатного гня".

Оригинал взят у dimalahov в О КАЛЕНДАРЕ

1. Продолжительность тропического солнечного года, т.е когда земля делает полный оборот вокруг солнца, скажем, относительно точки весеннего равноденствия, составляет приблизительно 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунды.
2. Египетский солнечный календарь был наиболее простым и состоял из 365 дней, соответственно он давал ошибку около 6 часов (5 часов 48 минут 46 секунд) в год или около суток за 4 года. Точка весеннего равноденствия постоянно сдвигалась и, делая полный оборот за 1460 лет, возвращалась на исходное число.
3. Чтобы уменьшить эту ошибку к юлианскому календарю каждый четвертый (високосный) год добавляют лишние сутки. Но, год по юлианскому календарю получается длиннее тропического на 11 минут 14 сек, что дает ошибку 1 день в 128 лет, или 3 дня примерно в 400 лет. Со временем эта ошибка стала заметна - например, зафиксированная в 325 году первым Вселенским Собором на 21 марта дата весеннего равноденствия сместилась к 16 веку на 10 дней - с 21 марта на 11 марта.
4. Папа Григорий убрал эти 10 дней, чтобы рассчитывать Пасху исходя из реального, а не условного равноденствия. Так же каждые 400 лет стало на 3 високосных года меньше, что давало хорошее приближение к тропическому году и ошибка в 1 день появлялась уже раз в 3300, а не в 128 лет. По сути, григорианский календарь - это улучшенная версия юлианского.
5. В 1923 году рядом церквей греческой традиции был принят ново-юлианский календарь, в нем число високосных лет уменьшается на 7 за 900 лет, что дает еще более точное приближение к тропическому году. Но возникает ряд других проблем - ново-юлианский в отличие от григорианского не является международным стандартом и вносит еще большую календарную путаницу (например, с 2800 по 2900 год Рождество по ново-юлианскому календарю будет праздноваться 24 декабря), а точности григорианского вполне достаточно, то есть ново-юлианский можно считать избыточным.
6. Дата Пасхи, согласно александрийской пасхалии рассчитывается так - первое воскресенье после первого полнолуния, идущего после весеннего равноденствия. Проблема в том, что весеннее равноденствие берется не фактическое астрономическое - 21 марта, а условное, которое теперь 3 апреля.
7. Рано или поздно церквям, живущим по юлианскому календарю, придется решать календарную проблему. На данный момент разница между календарями уже не 10, а 13 дней. с 2100 года будет 14 и Рождество будет праздноваться 8 января, с 2200 года - 9 января и так далее - через несколько тысяч лет Рождество станет весенним праздником, хотя изначально оно почти совпадало с зимним солнцестоянием, а празднование Пасхи сместится на лето.
8. В ближайшее время решить этот вопрос проблематично из-за опасности старостильного раскола, но просвещением и разъяснением этого вопроса стоит заниматься - на это у нас есть около ста лет - до 2100 года, когда проблема впервые заявит себя достаточно остро - уверен, что многие консерваторы откажутся праздновать Рождество 8 января и создадут свою секту свидетелей 7 января.
9. На мой взгляд, при расчете Пасхи можно совсем отказаться от лунных циклов и назначить Пасху, скажем, на первое воскресение апреля.
10. Для тех, кто верит в чудесность Благодатного огня и приводит его как доказательство правильности даты православной Пасхи: мне кажется, тут нужно верно расставлять акценты - мы празднуем событие, а не дату, дата условна и второстепенна, а вот событие Воскресения нет - когда будем праздновать, тогда и будет огонь сходить, а не наоборот.

Пасхалия

Previous post Next post
Up