Шахбазян продолжает радовать умными мыслями. Глядишь, постепенно излечится от грекославного сектантства. Как и положено всем сектантам, он пока еще верует в то, что Церковь - это только его секта. Проблема всех сектантов в неспособности, а чаще в нежелании доводить аргументацию до логического конца. Если Шахбазян таки признает, что у не грекославных ортодоксальных Церквей (Римская Католическая, Армянская Апостольская, Коптская, Сирийская и Эфиопская Православные...) настоящие Крещение и Миропомазание, то что ему мешает признать и то, что Евхаристия у них истинная? Вот в этом-то и вся грекославная сектантская фишка - если признать Евхаристию в других исторических церковных традициях, то им более не на чем будет основывать свою сектантскую веру в исключительность грекославной конфессии. Признав, что все без исключения Таинства Церквей с апостольской преемственностью истинны и действенны, грекославным придется признать и то, что все они вместе и есть Единая в своем многообразии Церковь Христова. Т.е. придется признать, что при всем разнообразии обрядовых и богословских традиций Чаша Евхаристии все же едина, ибо в ней один Христос. Как следствие, им придется признать, что разделения не во Христе и Евхаристии, а в их собственных головах. Дальше слушать рекомендации профессора Преображенского....
Кстати, сектантам лучше бы беспокоиться о своей посмертной участи, а не забивать свою немощную голову проблемой спасения тех, кому повезло не оказаться грекославными. Сифилитик рассуждающий и чужом здоровье выглядит нелепо.
Оригинал взят у
kiprian_sh в
О единственности Церкви. Дорогие друзья, хочу поделиться с вами некоторыми мыслями, которые пришли мне в голову во время дискуссий последних дней.
Я недавно задал вопрос о том, возможно ли спасение для крещеного человека, если он не успел, по независящим от него причинам, причаститься. Вопрос этот заинтересовал меня вот почему.
Если мы принимаем, что у некоторых еретиков есть таинство Крещения (и, возможно, Миропомазания, коль скоро их принимают через отречение от ереси и чтение Символа веры), то совершенно непонятно, почему их нельзя поминать на Литургии, если можно поминать крещеных в православии, даже если они не причащались Св. Таин.
Сразу оговорю, что признание Крещения как именно Таинства у еретиков опирается на авторитетные источники. Вот, например:
«Таким же образом мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь, когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают» (Послание патриархов Восточно-кафолической Церкви о православной вере, 1723 г.);
«…Что касается наших отношений к двум великим разветвлениям христианства - латинянам и протестантам, то Российская Церковь вместе со всеми автокефальными Православными Церквами всегда молится, ждёт и пламенно желает, чтобы эти некогда чада Матери-Церкви и овцы единого стада Христова, а теперь завистию вражиею отторгнутые и заблудшие, «покаялись и пришли в познание истины», чтобы они снова возвратились в лоно Святой Соборной и Апостольской Церкви, к своему Единому Пастырю. Мы верим искренности их веры во Пресвятую и Живоначальную Троицу и потому принимаем крещение и тех и других. Мы чтим апостольское преемство латинской иерархии и приходящих к нашей Церкви клириков их принимаем в сущем сане их (подобно тому, как принимаем армян, коптов, несториан и других, не утративших апостольского преемства)» (Ответное Послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии (25 февраля 1903 г.).
Разумеется, можно не соглашаться с этими текстами. Можно полагать, что практика отказа от перекрещивания основана на икономии. Однако можно и соглашаться. То есть вопрос для меня стоял так: «Если Крещение некоторых еретиков признается, то почему их нельзя поминать на Литургии, как поминают крещеных в православии, но не причастившихся?» Однако сейчас я думаю, что несколько ошибся, ставя вопрос таким образом. Ведь нельзя поминать не только еретиков, но и отлученных от Причастия православных. Почему?
Ответ, кажется, может быть таким: потому, что они не являются членами Церкви как Тела Христова. Отлученные от Евхаристии - отлучены от Тела Христова и не могут быть названы членами этого Тела, то есть членами Церкви. Кстати, часто критикуемый ревнителями соборный текст РПЦ Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию говорит то же:
«Единство церковное находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии, в котором верующие, причащаясь Единого Тела Христова, подлинно и действительно сочетаются во единое и кафолическое тело, в таинстве любви Христовой, в преображающей силе Духа. “Ведь если «все от одного хлеба приобщаемся», то все одно тело составляем (1 Кор. 10,17), ибо Христос не может быть разделяем. Поэтому и телом Христовым называется Церковь, а мы ― отдельные члены, по пониманию апостола Павла (1 Кор. 12, 27)” (св. Кирилл Александрийский)» (
http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html).
Итак, еретики, как заведомо отлученные от Евхаристии, а, значит, и от Церкви как Тела Христова, не могут быть поминаемы на Литургии, даже в случае, если мы признаем их Крещение (и даже Миропомазание), ибо Церковь молится о спасении только членов Тела Христова. Никакая благочестивая жизнь еретика, лишенного Евхаристии, не может доставить ему спасение, ибо ни одно Таинство, кроме Евхаристии, не соединяет нас со Христом, не делает нас членами Тела Его, то есть, не довлеет для спасения.
И у нас есть единственный критерий принадлежности к Церкви: приобщение Телу Христову в Евхаристии, ибо "Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни (Ин. 6, 53); Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет и Я в нем" (Ин. 6, 56). И единственный критерий единственности Церкви: Евхаристия.
PS Очевидно, можно молиться об изменении посмертной участи не имеющих общения с Церковью, но не о спасении (= соединении со Христом).