И снова о подобосущниках. Противоречивый папа Либерий

Jan 11, 2016 16:07

Информация и выводы:

Оригинал взят у smirennyj_otrok в Мобилизация покойников

Римский папа Либерий был интересным историческим персонажем. Когда христиане перессорились из-за тернистых терминов «единосущный» и «подобносущный», Либерий не остался в стороне и с некоторым успехом стал бороться за православие. Но вскоре конъюнктура изменилась, и папу отправили на заслуженный отдых в Болгарию. Когда ему надоело сидеть в ссылке, он подписал какую-то неправославную бумажку и благополучно вернулся в Рим. К этому времени там был уже новый папа, Феликс, однако римляне с энтузиазмом встретили Либерия, а Феликсу указали на выход. Через несколько лет схватка единосущников с подобносущниками перешла в новую стадию, поэтому все решили забыть о неправославной подписи Либерия. Его снова объявили хранителем и защитником истинной веры.

Небольшая заметка о Либерии есть в «Liber Pontificalis» - сборнике папских биографий. Там сказано, что Либерий впал в ересь и вообще предал все святое. Вернувшись в Рим, он поселился на кладбище и, словно паук, плел злобные интриги. Потом еретики убрали преподобного папу Феликса и вернули в Рим Либерия, который все оставшиеся годы мучил и убивал римских батюшек. Феликс же поселился на даче и вскоре преставился в мире. На следующей странице рассказывается, что еретики, притащившие с собой Либерия, вытащили Феликса из города и зверски убили на каком-то пустыре, а с ним много батюшек и других праведных людей.

По идее, авторы «Liber Pontificalis» были пламенными папистами и с пеной у рта восхваляли любого, кто становился во главе Римской церкви. Но папу Либерия они буквально закидали тухлыми яйцами... (сокращено)
____________________

Либерий в Википедии

Либерий - епископ Рима с 17 мая 352 по 24 сентября 366.

Св. Либерий (в русской традиции Ливерий Исповедник) прославился как борец с арианством. Он был низложен императором Констанцием II за отказ подписать решение Миланского собора, осудившего Афанасия Александрийского, отправлен в ссылку во Фракию, а вместо него был назначен Феликс II, позже признанный антипапой. В результате Либерий согласился осудить Афанасия Великого, подписал символ веры, приближённый к арианству. Также он должен был стать соправителем Феликса. После возвращения в Рим Либерий продолжил борьбу. Позже Афанасий примирился с Либерием. Впоследствии канонизирован на православном Востоке, но не был прославлен у католиков...
____________________



Интересно, да? Папа Римский святой у греков, а у своих родных латинян не святой. И я так понимаю, что Феликс у римо-католиков вовсе никакой не антипапа, а возвращение Либерия на кафедру после ссылки ими не признается. Поскольку не владею необходимыми источниками, я не могу точно знать о причинах такого принципиально разного отношения к человеку со стороны двух христианских традиций, которые после самого Либерия пребывали в единстве друг с другом еще более полутора тысяч лет. Но достаточно хорошо понимая ту историческую и доктринальную ситуацию, в которой оказались Либерий и Афанасий, могу сделать выводы:

1. Либерий сначала был сторонником никейской веры в силу достаточно единого мнения Западной Церкви относительно того, что есть православие. Ну а поскольку он был активным защитником веры в единосущие лиц Троицы, то его как защитника правой веры любили в Риме.

2. В ссылке оказалось, что Либерий не настолько уж предан никейской вере, и в отличие от Афанасия Великого не готов ради этой веры нести тяготы и лишения ссыльного и опального. Поэтому, он подписался под Символом веры подобосущников (которые для никейцев были умеренными арианами) и осудил лично Афанасия.

3. Вернувшись в Рим, Либерий, за реальное отступничество от никейской веры и предательство в отношение Афанасия, встретил неприятие и отторжение. И так бы умер в статусе отступника и предателя, кабы не счастливые для него последующие обстоятельства, примирившие никейцев и подобосущников.

4. В 362 году в Александрии, под руководством святого Афанасия состоялся собор, на котором вера подобосущников (триипостасников) была признана в сути той же самой, что у никейцев (единоипостасников). Такого неожиданного эффекта удалось достичь с помощью терминологической реформы каппадокийцев, которые обосновали переименование "подобосущия" в "единосущие", при понимании этого термина в своем подобосущническом смысле - "единство, как подобие по существу". Т.о. для бывших, а вернее скрытых подобосущников Никейский символ стал приемлемым хотя бы в словах. Но именно это позволило свершиться тому самому примирению Афанасия, в том числе и с предавшим его Либерием. Во всей Церкви еще недавние заклятые враги стали формальными единоверцами, при этом одни продолжали признавать по-никейски одну ипостась, а другие, по-криптоподобосущнически, три ипостаси.

5. Римская Церковь, которая и поныне исповедует единоипостасие (единосубстанциональность), не признала каппадокийской реформы, зато прислушалась к просьбе Великого Афанасия - не считать бывших подобосущников еретиками, но признать их веру тоже православной. Так каппадокийцы стали православными отцами во всей Церкви, но простили ли римляне своего не крепкого в мыслях папу, который лишившись мягкого стула принял чужую веру, чем отрекся от своей паствы?

Афанасий_Великий, Ариане, Святые, Никейский-Символ, Александрийская_уния

Previous post Next post
Up