Учение "Евтихия Нисского"

Nov 16, 2015 17:18

Почти полтора тысячелетия "православные" апологеты рассказывали о "монофизите" Евтихии, который, якобы отвергал человечество во Христе, ибо по его учению человечество Его растворилось в божестве, аки капля уксуса в море. И все говорили: "Уууу... клятый Евтихий-еретик! Эко сатанинское на нем навождение! Это же нужно было такое придумать!", ну и т.д... Вот только никто не мог показать, где, когда и кому Евтихий такое говорил. Но не прошло и полторы тысячи лет, как стало понемногу открываться, что Евтихий ничему такому не учил, и что его прсто оболгали.

Но юмор ситуции состоит в том, что история церковного богословия таки знает учение об уксусе в море. Но автор этого учения вовсе не "еретик" Евтихий, а как раз святой Григорий Нисский. Образ претворения уксуса в море он приспокойненько использовал в своей работе "Опровержение мнений Аполлинария":

"Поелику вся тварь одинаково далеко отстоит от Божеской сущности, то как небесное, так и земное в одинаковой степени должно быть признаваемо чуждым естеству Отца. Остается, что разумнее всего мыслить о Боге то, что соответствует цели Его человеколюбия, а особенного имени Ему не изыскивать никакого, именовать же по тому (свойству), которое в Нем избыточествует и преобладает. Как бывает на море, если кто каплю уксуса пустит в море, и капля сия делается морем, изменившись по качеству в морскую воду; так и истинный Сын и Единородный Бог, свет неприступный, самобытная мудрость, и освящение, и сила и все высокое по имени и понятию, пребывает тем же, явившись людям во плоти. Поелику же плоть, пребывая плотью по своему естеству, претворилась в море нетления (как говорит Апостол, «пожерто будет мертвенное животом»), то вместе с нею и все, что являлось тогда как плотское, пременилось в Божеское и бессмертное естество; ни тяжести, ни вида, ни цвета, ни твердости, ни мягкости, ни очертания по величине, ни другого чего из видимого в ней тогда - ничего не остается; потому что вследствие примешения к Божеству уничиженность плотского естества принята в общение Божеских свойств".

Понятно, что Нисский не был "монофизитом", но использовал этот яркий образ для выражения своих представлений об обоженности плоти Христовой. Но какое же нужно было иметь паскудство тем "православным" антиевтихианам, чтоб слова своего же святого приписывать своему оппоненту как очевидный еретизм? Яркий премер греческой умственной и моральной деградации. 

Евтихий, Каппадокийцы

Previous post Next post
Up