В продолжение темы
Идол и идолопоклонство Терафим (ивр. תרפים) - в Древнем Израиле и у близких к евреям культурах, сакральное именование почитаемых предков - основателей рода, которым посвящались скульптурные изображения. Собственно терафимами назывались и сами изображения в виде статуэток человеческой фигуры.
Культ терафимов не был отдельной религией, но как бы естественно (как и культ серафимов и херувимов) сочетался с основной религиозной доктриной того или иного народа. При политеизме соседних народов терафимы обычно обожествлялись (Быт.31:19-30), было использование статуй терафимов в качестве оракулов (Иез.21:21), что осуждалось древними пророками Израиля (Зах.10:1,2).
Терафимы же израильтян не противопоставлялись их вере в Единого Бога, но имели в религии Израиля свое вполне законное место. Как и христианское почитание прославленных Святых, ветхозаветное почитание праведных предков, при правильном отношении к данному вопросу, не могло отрицательно повлиять на истинное поклонение Иегове.
Терафим и идол
Широко распространено неопротестантское мнение о терафимах, как об идолах, поскольку неопротестантами считается, что всякое религиозное изображение является идолом, а в религии истинного Бога, якобы, не могло быть никаких изображений. Однако, по библейским сообщениям, в религии Ветхого Завета были изображения, а терафимы были вполне правомерным элементом иудейского культа. Хотя изображений Святых (в христианском понимании этого вопроса) израильтяне не знали, все же Священное Писание приоткрывает некоторые факты того, что терафимы (изображения людей) идолами не являлись.
В «доказательство» своей правоты, неопротестанты приводят, вырванный из контекста, библейский стих:
«… вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости … истребил Иосия…» (4Цар.23:24)
На самом же деле, речь здесь идет только о том, как царь Иосия искоренял язычество, допущенное в Иудее его предшественниками. Он истребил именно языческие терафимы и языческих богов - идолов, которые обычно восседали на языческих херувимах. Кроме этого, данный библейский стих четко различает терафимы с идолами, и не подразумевает отождествления.
Терафим Давида
В библейском сюжете, повествующем о том, как царь Саул послал слуг в дом Давида для того, чтобы убить его, Мелхола спасла мужа тем, что, скрыв бегство Давида, представила его лежащим в постели больным. Для этого она
«взяла статую (терафим) и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою» (1Цар.19:11-16)
Наличие терафима в человеческий рост в доме Давида, однозначно свидетельствует о законности религиозной скульптуры в ветхозаветной религии и распространенности религиозных изображений среди евреев. Однако, неопротестанты и маргинальные сектанты обходят данный аргумент тем, что принадлежность терафима приписывают жене Давида, которая, якобы, была язычницей-идолопоклонницей.
Чтобы это признать справедливым, нужно поверить, что Давид - Божий помазанник, избранный на царство и предуготовленный стать основателем рода, из которого должен произойти Мессия, псалмопевец и величайший из пророков Израиля не только был женат на язычнице, но и не возражал против того, чтобы в его доме стояла огромная статуя языческого идола.
То, что Мелхола - израильтянка и дочь правоверного царя Саула была язычницей, является антибиблейским измышлением. Но и при допущении этого, остается совершенно невероятной возможность того, что ревностный поклонник Бога мог мириться с присутствием в своем доме статуи идола. Нет сомнений, что именно Давид и есть один из тех немногих людей, которые имели живую связь с Богом и понимали - что можно в религиозном поклонении, а что категорически запрещено. А учитывая статус мужчины в отношении жены на древнем Востоке, не представляется возможным признать эту сектантскую теорию даже в виде предположения.
Терафим Михи
Неопротестанты и псевдохристиане, в своих проповедях об «идолопоклонстве», любят вспоминать библейский сюжет о Михе, который сделал (по Синодальному переводу) «истукан и литый кумир», то есть терафим (Суд.17:4,5). И хотя еврейские слова «פסל ומסכה» [пэсэл у маска] в действительности переводятся как «скульптура и литой образ», что никак не свидетельствует о том, что речь идет об идолах, они, не вдаваясь глубоко в смысл повествования, делают вывод - Миха был идолопоклонником. И это только потому, что тон библейского повествования явно осуждает Миху и его дела.
Но, Миха ничего не изобретал, а лишь стремился уподобить свой «дом Божий» виденному ранее образцу, которым, вероятно, была сделанная Моисеем скиния (1Пар.21:29; Деян.7:44). Он осуждается не за изготовление терафима, а за религиозную самодеятельность, ибо взял на себя священническое служение, к которому не был призван Богом. Таким образом, Миха стал прообразом современных основателей псевдохристианских сект, которые, не имея апостольского преемства, т.е. законного и мистического права священнослужения, сами себя назначают «пасторами» и создают собственные «церкви».
Церковь и терафимы
Предание Христианской Церкви обходит тему терафимов стороной, и не дает ни положительных, ни отрицательных мнений на этот счет. Поэтому судить о законности этого культа можно только по ветхозаветным свидетельствам. Иудейское же Писание однозначно допускает религиозные изображения людей, поскольку одним из признаков отпадения Израиля от Бога, наряду с потерей царства, храма и священства, пророк назвал и отсутствие терафимов:
«Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос.3:4)
Ветхозаветная история показывает, что это пророчество сбылось и культ терафимов распространенный среди евреев до вавилонского Плена, и сохранявшийся непродолжительное время после него, исчез с окончанием эпохи пророков. Поэтому иудеи времен Иисуса Христа и ранние христиане уже ничего не знали об этом и не имели подобной традиции.