Русинское движение: сто лет назад и сегодня

Dec 13, 2014 15:52




Многие исследователи замечают, что истории иногда свойственно повторяться. И если уж и не полностью, то некоторые похожие события мы часто наблюдаем в современности. Тут русинское национальное движением не является исключением. Некоторые эпизоды, происходящие сегодня в Закарпатской области, напоминают нам факты столетней давности.

Волна мобилизации и война

И сто лет назад среди русинов проводилась насильственная всеобщая мобилизация (31 июля 1914 г.), тогда - в армию Австро-Венгрии. Делалось это примерно так, как недавно набирали в украинскую армию для отправки в зону т.н. АТО. С массовыми протестами мирного населения против нее. Тогда никому не хотелось воевать против братского русского народа. Как и сегодня, та война считалась не русинской, чужой, но мужчин насильственно забирали и отправляли на Восточный фронт.
Когда в самом начале 1915 года русские войска перешли Карпатские горы и захватили русинские села (не дошли только примерно 15 километров до Ужгорода), то встретили восторженное и радостное настроение среди русинского населения. Страдавшие от мадьяризации русины с радостью встретили солдат России. Многие возлагали надежды на Российскую Империю, как на освободительницу от многовековой оккупации русинских земель Австро-Венгрией. Возможно, что в том числе благодаря именно этому идеология русинства основывалась на русофильстве и, в отличие от украинства, русины поддерживали общерусскую (объединительную) идею.

Идеологический аспект

Для Австро-Венгрии подобные настроения были нежелательны. И когда в 1915 году русская армия отступила обратно за Карпатский перевал, вместе с ней в Россию ушло большое количество русинского населения, опасаясь за свою жизнь и репрессии. Оставшиеся ожидаемо подверглись насилию, австро-венгерские военные организовали широкомасштабный и повальный террор против целых русинский сел, которые симпатизировали русским войскам. Арестовывались простые мирные жители и православные священнослужители. Сжигалось или разворовывалось имущество тех русинов, кто решил уйти с русскими войсками в Россию, некоторые крестьяне были прилюдно повешены или расстреляны.

В марте 1915 года почти 1000 русинов было арестовано за мнимое «сотрудничество с русскими». Похожим репрессиям подвергаются сегодня те русины, которые продолжают декларировать «общерусское единство», некоторые из них были вынуждены эмигрировать в Россию или, опасаясь за свою безопасность, практически полностью прекратить активную деятельность в Закарпатской области.
Как и сегодня на Украине, Австро-Венгрия тогда была очень обеспокоена развитием русинства. Власти усилили пропаганду русофобии. Распространяли лжеучения, направленные, с одной стороны, на украиноронство русинов, где доказывалась их принадлежность к украинской нации, с другой - мадьяронство. Доморощенные мадьяроны (этнические русины, вставшие на провенгерские политические позиции) вообще выступали за полный запрет термина «русин». Вместо него они «просили» венгерское государство, чтобы русинов называли «мадьяр, католик восточного обряда». Русофильство русинов так хотели искоренить, что в Будапеште был даже утвержден план перехода на обучение в школах на латинице или на венгерском языке. Как и сегодня в Закарпатье, за малейшее проявление обособленного русинского самосознания, человек объявлялся «сепаратистом», «пособником Москвы», мог быть арестован по надуманному предлогу. Как и сегодня, русинское движение на территории современной Закарпатской области было загнано в своеобразное подполье.

Роль диаспоры

Из-за невозможности развивать русинское движение на этнической русинской территории, задачу выработки национальной программы взяли на себя русины-эмигранты в диаспоре. Тогда этим «движком» русинства стали американские русины во главе с Григорием Жатковичем, которые выдвинули идею после распада Австро-Венгрии присоединить Подкакарпатскую Русь к Чехословакии. На современном этапе американские русины наоборот сознательно тормозят русинское возрождение, во многом из-за союзнической роли США по отношению к Украине, роль выработки государственной программы ориентации пытаются взять на себя русинские эмигранты в Европе и России. В частности, они крайне негативно воспринимают повальную украинизацию и запугивание русинского движения в Закарпатской области со стороны различных украинских националистических формирований и элементов.
Игнорирование Украиной на протяжении всех лет ее независимости русинских требований, заставляет русинов декларировать радикальные планы по отношению к украинской государственности и консолидироваться в европейских странах. Более того, русинское движение сегодня стремится поднять русинский вопрос на более высокий общеевропейский уровень. Так, на февраль 2015 года назначены слушания в Европарламенте по поводу признания русинов отдельной национальностью, которая практически запрещена на Украине.

В сухом остатке

История русинского движения столетней давности действительно во многом напоминает сегодняшний день. Насильственная мобилизация на чужую для русинов войну, давление на русинское движение с целью вынудить его отказаться от основных своих целей и идеологии, активная деятельность диаспоры, ставящей перед собой цель отделиться от Украины. Все это говорит о том, что перед русинами продолжают стоять те вызовы, которые были актуальны и век назад. Общая политическая дезориентация и искусственная раздробленность русинского движения, давление на него украинских государственных и националистических объединений - заставляют русинов в Закарпатской области уходить в подполье, как и сто лет назад в Австро-Венгрии, во время Первой мировой войны. В любом случае, русинская тема будет актуальной еще очень продолжительное время, видимо, пока требования русинов не будут выполнены.

Григорий Миронов,  grigmironov.livejournal.com

Previous post Next post
Up