Украинороны и крипторусины

Jun 22, 2014 19:06


Явление, о котором пойдёт речь, уже происходило в русинской истории. Сто лет назад, в конце 19 - начале 20 вв., среди русинов выделилась группа предателей, так называемые мадьяроны - бывшие по крови этническими русинами, но вставшие на позиции венгерского патриотизма. Эти люди с пренебрежением относились к своим одноплеменникам и предкам. Чтобы доказать свою абсолютную преданность Венгрии, делали всё, чтобы русинов как народ уничтожить, полностью впихнуть его в состав венгерской нации. Они участвовали в мадьяризации через школы и греко-католическую церковь. Эти люди не получили должной поддержки среди населения «территории на юг от Карпат» и воспринимались как национальные предатели. Да и сам термин «мадьярон» в народной массе виделся негативно и даже ругательно. После развала Австро-Венгрии идеологические взгляды мадьяронов со временем приобрели маргинальный характер.
Что-то подобное наблюдается и сегодня, когда среди многих этнических русинов остаётся популярной идея принадлежности их к украинской нации, и отсутствует четкая русинская идентификация, хотя предки таких людей считали себя частью русинского народа. Почему так произошло? Корни подобной проблемы уходят в прошлое, во времена присоединения Подкарпатской Руси к Украинской ССР, и ещё раньше, когда русины входили с состав Чехословакии. Галичане-националисты, прибывшие как эмигранты в страну, развернули среди русинской молодежи агитацию якобы принадлежности русинов к украинцам. Но русины тогда выстояли, и должного влияния украинство в Закрпатье не имело, так как абсолютное большинство жителей негативно относились к украинской идеологии вообще. Тогда популярно было русофильство.
Всё изменилось после Второй мировой. Чтобы окончательно закрепиться на плацдарме «за Карпатами», СССР (сам того не осознавая) встал на позиции украинского национализма. Русинов объявили «украинцами», взяли курс на ассимиляцию, а их землю отдали Украинской ССР. Русинские лидеры, формировавшиеся в Чехословакии на доминирующей русофильской идеологии, были отстранены. На их место завезли «специалистов» с центральных областей Украины или из Галичины, чтобы ещё больше украинизировать край. Таким же образом «преобразовали» школы, в которые повсеместно ввели чуждый ранее украинский язык и привезли учителей-«восточников». В паспортах и свидетельствах о рождениях срочно меняли графу «национальность» на «украинец».
Люди, которые продолжали открыто заявлять о своей русинской идентификации, подвергались репрессиям, особо настырные отправлялись «работать» в шахты на Донбасс. Господствующая украинофильская пропаганда жесточайшей и циничной исторической ложью, кнутом и пряником, воспитывала «новых украинцев». Такая политика принесла свои плоды. Именно в тот момент возникли так называемые «украинороны» и «крипторусины», которые есть и сегодня. Украиноронов воспитывали, и продолжают воспитывать, примерно как янычар в Османской империи. Со школьной скамьи вбивали в головы антирусинские взгляды, и теперь бывшие по крови русины начинают презирать своих предков, сохранивших древнерусские корни и бывшие государствообразуюшей нацией Подкарпатской Руси.
Предатели украинороны, как некогда мадьяроны, сознательно отреклись от своих предков, русинского языка, истории, национальных лидеров и культуры. Словно бывший заядлый курильщик, бросивший курить и теперь ненавидящий табачный дым, они терпеть не могут русинское движение. Тем самым показывая своё раболепие перед украинскими властями. Кто-то хотел быстрее подняться по социальной лестнице и получить высокие должности, кто-то просто дезориентировался и плывёт по течению туда, куда ему говорят, а кому-то так просто безопаснее жить. Действительно, ведь кроме украиноронов есть и крипторусины, которые по разным причинам до сегодняшнего дня не могут открыто заявить о своём этническом самосознании, примерно как криптохристиане - тайные последователи Христа в мусульманских странах. В русинском движении уверяют, что при должной пропаганде и руководстве средствами массовой информации, такие русины заявят о себе должным образом и поддержат национальное возрождение. Многие активисты утверждают, что именно за симпатии крипторусинов сегодня идет борьба.
К сожалению, в связи с последними событиями, вызванными революционными настроениями Майдана и гражданской войной, ряды крипторусинов пополняются, а деятельность украиноронов активизируется. Из-за опасений за собственную безопасность и возможных обвинений в «сепаратизме», многие жители Закрапатской области на эту тему сегодня предпочитают даже не говорить. Дошло и до реальных уголовных дел, репрессий по отношению к руководителям русинского движения. По сути, идет своеобразная «охота на ведьм» на тех, кто открыто поддерживает право на существование подкарпатских русинов. Всё это делается для того, чтобы окончательно «решить» русинский вопрос.
из блога Григория Миронова
grigmironov.livejournal.com
Previous post Next post
Up