Русины против галичинизации

Feb 03, 2014 11:47



Сегодняшнее давление украинских националистических групп на население Закарпатской области, с целью поддержать Евромайдан и открытое неповиновение властям, провалилось. Глубокие противоречия между идеологией по разную сторону Карпат с особой остротой начали проявляться с конца 2013 года. Русинское движение, которое увидело для себя угрозу прихода к управлению страной сторонников профашистских идей и неизбежностью последующей украинизации (галичинизации), заявило о своем протесте. Между тем, попытки навязать русинам Подкарпатской Руси чуждую им идеологическую модель происходят не в первый раз, на протяжении всего исторического развития это было постоянно.

Первые попытки

Экспансия агрессивного украинского национализма преследует русинов с момента их национального возрождения в 19 веке. Против украинского самосознания выступали практически все будители русинского народа. Александр Духнович категорически отвергал саму идею украинской идентичности среди карпатороссов и употребления ими украинского языка. Эта принципиальная позиция русинских активистов того времени сильно раздражала деятелей украинского возрождения.
Один из самых известных идеологов украинства Михаил Драгоманов был просто шокирован русофильством русинов и полного отсутствия у них украинской идентификации, ведь они поддерживали и сохраняли в себе все то, от чего так стремились откреститься новые украинцы. Он призвал галичан повлиять на своих «непросвещенных» территориальных соседей и научить их «правильно» мыслить. Сам он издал целых два труда, в которых выступил с критикой русинства - «Справи Угорской Руси» и «Австро-руськi спомини»(1). Его поддержал галичанский писатель Иван Франко(2), а также некоторые историки-украинофилы Е. Перфецкий и Ю. Целевич, которые в своих работах навязывали галичинизацию (радикальную украинофильскую ориентацию) для русинов и остро критиковали их русофильские взгляды(3).


Украинско-русинское противостояние с новой силой началось с началом Первой мировой войны, когда украинские эмигранты начали селиться на территории Подкарпатской Руси. Эти люди, фанатично преданные украинству, развернули среди русинской молодежи пропаганду о якобы принадлежности их к украинской нации. К слову, эти люди умело играли на славянофильстве русинов, подверженные на протяжении весьма долгого времени мадьяризации. Им удалось увлечь за собой тех людей, которые увидели в российской революции упадок традиционного для русинов русофильства. Они считали, что коммунистическая Россия не может быть символом и гарантом существования русинского движения и находили своеобразное утешение в украинстве. Не будем скрывать, что в середине 20-х годов именно по указке Коминтерна местные коммунисты тоже начали пропагандировать русинов принимать украинское самосознание. Видимо, они уже тогда планировали в будущем присоединить русинов «на юг от Карпат» к остальной Украине. Эта была откровенно глупая и русофобская политика коммунистов, для которых русины-русофилы были синонимом дикой белогвардейщины, а слова русинов о каком-то духовном единстве со Святой Россией и вовсе резали слух.

Автономная автономия

В образованной Чехословакии (где Подкарпатская Русь была автономией) правительство этой страны разрешило на свою голову существование украинских организаций, главным образом галичанских националистов, деятельность которых были направлена на русинов. В Ужгороде был построен Народный дом Просвиты, свободно существовали в столице страны Украинская хозяйственная академия, Украинский свободный университет, Украинский высший педагогический институт им. М. Драгоманова. Видимо, у Праги были на это свои причины. Может быть, на это повлияли требования русинов передать Пряшевщину под юрисдикцию автономной Подкарпатской Руси, а может чехи считали русинов пятой колонной усиливающегося Советского Союза. В любом случае правительство Чехословакии не увидели главного - украинские националисты вели свою деятельность на развал страны, которая так любезно их приютила. Кроме легальных и умеренных организаций в Подкарпатской Руси начали закрепляться и Организация украинских националистов (ОУН) и Украинская военная организация (УВО)(4).
Не удивительно, что их деятельность заинтересовались немцы. Фашисты активно поддержали украинских националистов и их прислужников Подкарпатья. Укр-наци развернули ещё большую пропаганду по созданию «вольной Украины», включающую в себя Закарпатье и Пряшевскую Русь (Восточная Словакия).
В то время, перед самым началом Второй мировой войны, в Германии находились до 10 тысяч украинофилов-закарпатцев, которые работали по этому вопросу(5). Но, несмотря на все усилия, даже в момент создания Карпатской Украины, националисты могли увлечь небольшую часть населения. Интересна позиция президента этого «государства», «героя Украины» Августина Волошина, который первоначально, на раннем этапе своей деятельности, сам весьма негативно относился к украинскому национализму и русинам-украинофилам, но, в конце концов, предал свой народ и сам начал проводить украинизацию своих одноплеменников.

На новейшем этапе

Возрождение украинской националистической идеи стало возможным после окончания Второй мировой. Невероятно, но факт, именно коммунисты воплотили в жизнь все планы «бандеровцев». Сталин-Джугашвили, которого украинские политики и сегодня частенько обвиняют в украинофобии, не только присоединил Подкарпатскую Русь к Украинской ССР, но и запретил сам этноним «русин», записав всех украинцами. Для полного уничтожения русинов было решено начать работу с молодым поколением. В школу из Галичины были направлены учителя, которые обучали детей «правильному языку. Помимо уроков они воспитывали из русинских детей настоящих сознательных украинцев. Согласитесь, этот процесс напоминает политику превращения православных славянских детей на Балканах в янычаров-мусульман Османской империи.
После развала Советского Союза на Украине вновь усилили свое влияние украинские националисты, которые в Западной Украине стали активно проникать во власть. Под их давлением и угрозами многие русинские активисты, кто ранее возглавлял движение во время «перестройки», были вынуждены эмигрировать в другие страны. Несмотря на это, в момент референдума об автономии Закарпатья (1991 г.) в составе независимого украинского государства, 78% жителей высказали свое согласие. Но это народное решение проигнорировали, в том числе и под давлением необандеровцев.
Под их же влиянием украинским правительством в 1996 году был создана программа подавления русинского движения и план украинизации Закарпатской области - «План мероприятий по решению проблемы русинов-украинцев» - окончательного решения русинского вопроса на Украине. По этому плану нужно было: не допустить автономии Закарпатья и проведения референдума по самоидентификации русинов, а также написать новую историю русинов, по которой они испокон веков были украинцами и другие действия. Этим «Планом» предусматривалась как дискриминация, ассимиляция и этноцид русинов путем насильственного слияния с украинским народом, так и навязывание галичанской радикальной националистической идеологии, принуждая русинов взамен отказаться от своего языка, культуры и других национальной особенности своей нации(6).
Во время президентства Ющенко русинское движение еще больше ощутило на себе влияние украинизации. Именно в его президентство начато уголовное преследование одного из самых заметных фигур русинского движения - священика Димитрия Сидора, обвиняя его, якобы, в призывах независимости Закарпатья. Особенно смешно это обвинение звучит сейчас, когда многие политические деятели из Львова и области заявляют о возможности отделения Галичины от Украины и вхождения этой территории в Европейский Союз уже самостоятельно(7).

В сухом остатке

На протяжении всего исторического периода русинское движение испытывало на себе давление украинского национализма, главным образом из Галичины. С самого начала своего зарождения русинская идеология и украинство находятся в состоянии конкуренции. Казалось бы, украинские националисты часто считали, что полностью победили русинский дух, но русины, как птица Феникс, всегда возрождались из пепла. Может быть, эта борьба уже стала символом за существование и признаком национальной идентификации.
Современные события, когда галичане пытаются навязать и экспортировать свое видение политической ситуации в стране, приказывая своим сторонникам «за Карпатами» брать силой административные здания области и неповиновению властям, не является новым. Ни для кого не секрет, что в самой Галичине сейчас идет усиленная психологическая подготовка населения для силовой экспансии своей идеологии. Но русины - европейский народ и радикализм галичан им чужд. Русинское сопротивление галичинизации продолжается мирными средствами.

Григорий Миронов
grigmironov.livejournal.com

Источники:
1) Мазурок О. С., Драгоманов и Закарпаття, Новини Закарпаття, Ужгород, 1991.
2) Панькевич И. Iван Франко и закарпатські українці, Дукля, V, 3, Пряшів, 1957. С. 76-82.
3) Энциклопедия Карпатских русинов, под ред. П.Р. Магочи. Ужгород, 2010, С 189.
4) Энциклопедия Подкарпатской Руси, Поп И. Ужгород, 2006, С.60.
5) Трансильванский вопрос. Венгеро-румынский территориальный спор и СССР. 1940-1946 гг. Документы российских архивов. М. «Российская политическая энциклопедия», 2000. С. 155.
6) Годьмаш П., Годьмаш С., История республики Подкарпатская Русь. Ужгород, 2008, С. 504.
7) Рава-Русская просит Европу принять ее в ЕС отдельно от Украины URL: http://news.eizvestia.com/news_politics/full/rava-russkaya-prosit-evropu-prinyat-ego-v-es-otdelno-ot-ukrainy-mer-irina-vereshhuk (Дата обращения 01.02.2014).
Previous post Next post
Up