Старорусины Галичины. Братья, которых больше нет

Sep 19, 2013 12:45



В который раз хочется поговорить о весьма актуальной в русинском движении теме. В последнее время, хотя этот вопрос стал ошибочно изучаться еще сто, а может и больше, лет назад, в российской историографии (а также в украинской, сербской, американской и др.), прослеживается определенная тенденция. То ли из-за политических предпочтений, то ли из-за незнания, подкарпатские русины и их национальное движение прошлого полностью отождествляется движению галицких русофилов или, как их еще называли, старорусинов. Действительно, было когда-то такое культурно-просветительское движение в Галичине, особенно ярко оно о себе заявило в середине 19 века. Представители этого движения, галичане, были убеждены, что в культурном, идеологическом и политическом плане восточным славянам нужно сближаться. Особое место в их идеологии занимало использование общего литературного языка, естественно, русского. Или почти русского. Политические взгляды старорусинов были достаточно размыты, и они сами это понимали. Если одна группа занимала умеренные русофильские позиции, то другая хотела добиваться единство восточных славян лишь в границах Австро-Венгрии (но с общерусской идеологией).
Этими идеями были увлечена подавляющая часть галицкой интеллигенции, особенно в период революции 1848 года. Старорусинство возглавляли священники, церковные иерархи, активные прихожане, принадлежавшие к греко-католичеству. Византийский обряд тогда, в империи, для них был символом восточного славянства, веры их предков. Были у старорусинов и свои газеты, одна такая газета, под названием «Слово», выпускалась с 1861 по 1887 год. Это очень не нравилось австрийским властям. Они считали, что если есть группа, которая поддерживает восточнославянское единство, то значит, это пророссийские силы. Эти обвинения особенно ярко были выражены, когда старорусинские активисты были отданы под суд за русофильскую пропаганду. Многие активисты старорусины выехали тогда на постоянное место жительство в Россию (кстати, в Ростове-на-Дону их было больше всего). Уезжали не только «лучшие из нации» и «просвещенные умы», но и крестьяне, которые поселились в российской глубинке, главным образом на Юге России. Вместе с удушением галицкой старорусинской интеллигенции, Вена начинает делать ставку на «украинство», движение, которое с их помощью формировалась в народе, было почти полностью крестьянским и диким, но, самое главное, не декларировало симпатий к Российской Империи. Даже наоборот. Новые радикальные украинцы, самыми оголтелыми они и сегодня остаются именно в Галичине, обвинили Россию в ущемлении прав отдельного украинского народа.
Одним из самых заметных старорусинов был профессор Яков Федорович Головацкий (на фото).


Он был ярым противником использования украинского языка в литературе и официальной переписке, но и не только. Тогда в Галиции было большое польское влияние, и он активно сопротивлялся полонизации. В 1867 Яков Головацкий принял участие во Всероссийской этнографической выставке в составе славянской делегации, на которой произнес речь о русском национально-культурном единстве и славянском объединении, что в Австро-Венгрии было воспринято как признак притязаний России на славянские земли. После гонений на него он переехал в Российскую Империю и принял православие.
Несмотря на схожесть идей, старорусинов никогда не существовало в Подкарпатской Руси. Однако именно со старорусинскими активистами поддерживали очень теплые отношения будители русинского народа - А. Духнович, А. Добрянский и многие другие. Когда современные украинские историки и публицисты утверждают, что Духнович, мол, писал, что «за горами не чужие» (намекая на украинцев), он это обращал, естественно, не к украинскому народу, а именно к представителям старорусинской интеллигенции.
Остатки старорусинства еще некоторое время существовали до Первой мировой войны, пока представители данного течения практически полностью не заняли крайне русофильские позиции, за что очень жестоко репресированы австрийскими властями.
Русины "на юг от Карпат" и старорусины действительно имели очень много общего в идеологии прошлого, если бы история распределилась иначе и старорусины бы побороли «украинство» в Галичине, это были бы, наверняка, два самых близких народа. Но объединять эти два течения нет никакого смысла. Подкарпатские русины имеют собственные признаки идентификации, которые четко отличают их от русофилов Галичины, какими братскими не были бы в прошлом эти связи. Поэтому полностью отождествлять эти два национальных движения неправильно.

Григорий Миронов
grigmironov.livejournal.com
Previous post Next post
Up