Знаете, что мне всегда вспоминается, когда я наблюдаю очередные титанические потуги людей, увлечённых фотографией сегодня? Когда они покупают дорогущую технику, оголтело проглатывая весь этот бешеный маркетинг, мегапиксели, технологии... Потом, когда они, разжившись всем этим, начинают снимать, собирая целые команды, воркшопы, с каким-то сумасшедшим мейк-апом, с кучей оборудования, в дорогих студиях... А потом, когда они кропят над работой за дорогущим монитором последней модели, неистово ретушируя кожу модели до пластмассово-неживого вида... Я вспоминаю только одну замечательную цитату Хельмута Ньютона:
"Клиенты идут ко мне, ожидая увидеть навороченную студию. А что видят? Четыре стены, 500-ватную лампочку, включаемую лишь в исключительных случаях, да старенькую картонку - для тени. Конечно, люди разочаровываются. Но они не понимают: в студии есть главное - я!"
Нет, технический прогресс и усовершенствование материальной базы, конечно, никому никогда не пойдёт во вред. Но просто это как-то странно и печально наблюдать - превознесение техники над талантом, над чувством фотографа, над наполнением изображения той самой магией, которую современная фотография неумолимо теряет, виной чему, во многом, и служит тот самый технический прогресс.
Каков подход среднестатического "профессионального" фотографа сегодня? Давайте скажем честно - тушка поновее, стёкла подороже, диафрагма пошире. А потом накинуть трендовый пресет, скачанный из профильного паблика. И отсюда начинают литься эти бескрайние потоки второсортного материала в сеть. Материала с неким неплохим, а порой и отличным, техническим уровнем, но материалом абсолютно без души. Мы перестали задумываться над наполнением в постановочном кадре, и неповторимостью момента, в кадре непостановочном. Всё больше ставим задачу "красиво снять и модно обработать" чтобы собрать побольше лайков. И вся эта ситуация не может не влечь за собой искажение вкуса к фотографии в обществе. Тему обнажённой натуры даже и затрагивать не знаю с какой стороны. Сейчас в этом деле главное - провокация. Но провокация нынешняя соседствует не с тонкой пикантностью, и не с экспериментаторским эпатажем, а скорее всё больше скатывается в банальную, бессмысленную и неприкрытую пошлость. Которая, ко всему, ещё и возносится в ранг высокого искусства. Бытующий здесь нынче принцип - груди в кадре=победа. Да, всё тут зависит от подачи - иногда этого действительно достаточно. Но для этого, кроме распахнутого объектива с f1.2, у фотографа, как минимум, должно быть понимание того, что он делает, чем хочет зацепить зрителя, почему его работу стоит увидеть. Если единственный параметр, его интересующий, это ГРИП... То это очень печально. И такой печали ведь, из 10 кадров, добрых 7...
Я отчасти чувствую себя ворчливой бабкой, но давно уже понимаю, что мне интереснее искать в сети и открывать для себя новых старых фотографов, чем отсортировывать из свежего потока самобытный, оригинальный и действительно творческий материал. Наверное не всё так плохо. Видимо, просто слишком много.
(На фото - Хельмут Ньютон).