"Чухлома будет полной" - так обычно описывают предстоящее действо организаторы известного мероприятия. "Вы все там утонете в начале мая" - было самым распространенным напутствием от тех, кто уже имел опыт посещения этих мест. "Анампох" "Мы верим в лучшее!" - решили мы, и отправились навстречу неизвестности в один из самых вымирающих регионов России.
Частично предотвратить стояние в первомайских пробках удалось благодаря тому, что машина была подготовлена в предыдущие выходные и оставлена в Пушкино, куда мы в день выезда приехали уже на электричке и налегке. Потратив немного времени на закупки недостающих продуктов и жидкостей в магазине, мы выдвинулись в сторону Галича, в котором была назначена встреча с крайним (пятым в итоге) экипажем, члены которого выехали негуманно рано и дожидались нас в этом небольшом уютном городке.
Расстояние от Москвы до Галича - немногим меньше 500 километров, но последняя треть дороги являет собой жалкую помесь асфальта и решета, скорость на котором даже на очень высокопрофильных шинах сильно ограничена, и даже после спускания наших 33" симексов до 2 атмосфер (с шоссейных трёх), а МТ колес других автомобилей и того меньше, позволяет без риска потерять колесо двигаться по этой нанотрассе со скоростью 60-80 километров в час, то и дело встречая на пути машины, экипажи которых с грустным видом достают из багажников домкраты и запаски. Грустно осознавать, что эта дорога - единственное, что связывает несколько областных городов и бесчисленное количество деревень с внешним миром. Альтернативного пути, аэропорта, и железной дороги просто нет. Неудивительно, что люди бегут.
Потратив значительно больше времени, чем изначально планировалось, к закату мы смогли только проверить глубину брода в д. Феднево, и, не имея желание заниматься тестированием его проходимости перед самым закатом, встали лагерем чуть в стороне от лесовозной гати на выезде из деревни. вечер был посвящен большому количеству пива, мяса, и знакомству экипажей. Местные аборигены, собравшиеся с попкорном у брода в надежде на маленькое шоу, разочарованно пошли назад, узнав что шоу не будет.
Утро было теплым и солнечным, и мы, позавтракав, двинулись штурмовать дорогу к деревне Шиханово, которая, судя по информации от чухоргов, является одной из самых больших из заброшенных, и хорошо сохранившейся в силу своей труднодоступности. Труднодоступности - это как раз то, что нам надо.
Брод, с вечера казавшийся достаточно засадным местом, утром оказался не таким уж страшным, тем более за кружкой чая с вечера уже три экипажа делили право пройти его первыми. Несмотря на глинистые берега дно у брода было каменным, и проблем при его преодолении не возникло никаких. В машину ни капли воды не попало.
Дорога после брода представляет собой хитроумную комбинацию из раскисших лужаек, разбитых лесовозами лесных дорожек, и нескольких неизвестно кем и зачем перепаханных глиняных полей. поля хоть и оказались сухими, но движение по ним было весьма вдумчивым и неспешным.
Не доехав до деревни 5 километров, когда средняя скорость движения колонны снизилась до совсем неприличных значений, колонна разделилась на две части: первые, во главе с нами, решили дойти до точки пешком, так как это казалось более простым и быстрым решением, а вторые (яжДжипер!) - продолжили пробиваться к цели на машинах.
К тому времени, как мы достигли первых домиков бывшей деревни, голос из рации бодро сообщил нам, что яжДжиперы проехали еще целых 300 метров, и уже бодро догоняют нас пешим порядком.
Деревня, вопреки ожиданим, оказалась вполне обитаемой - местные жители в охотничий сезон наладили бизнес по доставке в деревню охотников, и используют наиболее сохранившиеся домики под жилье для них. Потом трактористы тоже не остаются без работы, так как альтернативного способа добраться в разумный срок до ближайшего магазина просто нет, а без магазина охотникам никак нельзя. Особенно если охота не удалась. А тем более - если удалась.
Остальные дома время не пожалело. Несмотря, что с момента исчезновения последнего жителя деревни не прошло и пяти лет, во многих с виду целых домах сгнили полы и кое где уже рухнули перекрытия.
Поговорив с представителями немногочисленного местного населения мы выяснили, что дорога, по которой мы ехали, не так давно еще имела каменное покрытие, и была некогда крупным торговым трактом. На языке местных она до сих пор зовется каменкой, хотя никаких признаков этого факта уже не сохранилось. Также выяснили, что к этой деревне ведет несколько более простая дорога от Чухломы - 23 километра. Чухорги, видимо, о ней умолчали, но судя потому, что трактористы как раз собирались вытаскивать с нее охотничий УАЗ с пробитым радиатором - лучше она была незначительно.
О размере деревни косвенно говорит наличие в ней восьмилетней школы.
Уставшие, но довольные мы двинулись в обратный путь. У машин нас весьма кстати уже поджидали вернувшиеся раньше члены команды, заваривающие вкуснейшие (как оказалось после длинного и тяжелого пешего перехода), ароматные и свежайшие дошираки.
Остатки дня были посвящены выходу поближе к цивилизации и поискам места для лагеря. Следующий день обещал быть проще, так как планировалось собирать только более простые точки маршрута.
День 2 мая, так же, как и предыдущий, подарил нам ясную солнечную погоду, и мы отправились навстречу приключениям. Дорога до Чухломы была уже ожидаемо плохой, так что качать шины перед выездом на асфальт почти никто не стал.
Сделав традиционное фото на фоне стеллы с названием города, мы отправились в путь, запланировав посетить еще несколько местных достопримечательностей.
Первой из этих достопримечательностей оказалась деревня Бариново, в которой, согласно чухлокарте, можно было полюбоваться на красивые деревяные дома. Но дома оказались вполне обычными, внимание привлекли только большой деревянный дом, видимо, служивший ранее как раз таки местному барину, да деревянный мост, коих в этих местах, в общем то, немало.
Следующей остановкой стал деревенский магазин и Введенский храм, не так давно отреставрированный до первозданного состояния с вот такого:
[caption id="" align="aligncenter" width="800"]
Таким этот храм был еще недавно[/caption]
[caption id="" align="aligncenter" width="531"]
Такой он сейчас[/caption]
У местного магазина столпилось местное население, уже изрядно отметившее первомай, и явно спешащее продолжить. В дополнение картины к магазину подъехали старенькая семерка, и, увидев состояние водителя, я понял, что передвигаясь по этой местности надо смотреть во все глаза независимо от того, чья дорога главнее.
[caption id="" align="aligncenter" width="800"]
Местный водитель. Я б в таком состоянии и дверь в машине открыть не смог, не то что рулить.[/caption]
Посмотрев на храм, и пообщавшись с местным населением, мы двинулись к купеческой усадьбе в Венгино. Но на пути к ней нас поджидало два разочарования:
Мост, через который лежал путь в деревню, оказался частично сгоревшим, а частично - сгнившим, и явно не вызывал желания проверить его на прочность более чем двухтонной машиной.
Одновременно с этим из редуктора одной из машин в колонне потекла белая жидкость - водно-маслянистая эмульсия, получившаяся в ходе длительного взбивания в редукторе трансмиссионного масла и попавшей в него воды.
[caption id="" align="aligncenter" width="800"]
Так выглядит водно-масляная эмульсия[/caption]
Ремонт было решено запаралелить с обедом для экономии времени.
Закончив реанимацию паджерика и немного подкрепившись мы отправились к широко известному в узких кругах терему в бывшей деревне Асташево (в отдельные периоды - Осташево), по пути остановившись у заброшенного храма Илии Пророка в Фалилеево. Храм сохранился очень даже неплохо, на стенах отчетливо различима роспись, а в колокольню ведет относительно целая лестница, правда, подняться по ней мы все же не решились.
Терем находится всего в паре километров от Фалилеево, и активно восстанавливается. Смотритель терема любезно пригласил нас внутрь на экскурсию за символические сто рублей.
Восстановление терема как снаружи, так и внутри, идет по старинным технологиям, что затянуло процесс реставрации уже на 7 лет. Терем был полностью разобран, вывезен на реставрацию в Вологду, и привезен назад. Чтобы был более понятен масштаб реставрации, новые владельцы терема приняли решение не красить в яркие цвета элементы, оставшиеся со времен автора терема - крестьянина Мартьяна Сазонова. Новые же элементы покрашены свежей краской в полном объеме.
Отдельная интересная история связана с тем, откуда у крепостного крестьянина взялись деньги на такое строительство. По одной из версий, сестра мастера-краснодеревщика Мартьяна Сазонова, как и он сам, ездила на заработки в Питер, и там ей удалось заполучить закладные на круглую сумму после смерти у нее на руках ее работодателя.
Подробнее о истории терема в Асташево можно почитать тут. В окнах терема восстановлены красивые витражные стекла.
Кое где на стенах сохранились старинные газеты, выпущенные еще до революции.
Вместо современного рубероида между фундаментом и бревнами проложена береста - именно так строили деревянные дома двести лет назад.
По словам смотрителя, одной из самых больших проблем терема является водоотвод и канализация. в этой местности между поверхностью и водоносными слоями находится огромный слой глины, и даже прокопав колодец глубиной 140 метров (самый глуббокий из известных), до воды прежним владельцам докопаться не удалось. Такая же проблема с канализацией - сточные воды не уходят в грунт, а остаются в яме, которую размывает первым же дождем. В старые времена по весне и после сильных дождей, деревни вокруг утопали в отходах из выгребных ям. Даже спустя двести лет новым владелььцам терема не удалось решить проблему с первой попытки. Эта же хитрая особенность местности не позволяет воде уходить из лесов и с грунтовых трасс, что объясняет наличие вокруг огромного количества болот.
В конце 2016 года терем обещают открыть после реставрации, и разместить в нем некое подобие эко-отеля.
Дальнейший наш путь лежал к точке, где по данным чухоргов стоит храм - копия Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. К сожалению, ночное движение по лесовозной гати среди болот, без единой полянки для лагеря, не вселяло оптимизма, и колонна снова разделилась - три экипажа отправились назад к отелю в Галиче, а еще два - попытались достичь точки несмотря ни на что, но их усилия тоже не увенчались успехом.
В завершение могу сказать одно - с первой попытки Чухлома нас не пустила. мы увидели очень малую часть из списка мест, запланированных к посещению, и теперь у нас есть повод вернуться. Но по старой традиции Чухлома взяла с каждого плату за проезд - в каждой из пяти машин что то шло не так по ходу движения - ломались антенны раций, текла эмульсия из редуктора, барахлил генератор, остался в броде госномер, а в нашем экипаже - появился странный дребезг в глушителе на холостых. Но несмотря ни на что - мы подготовимся еще лучше, и обязательно вернемся!
Еще фото с мероприятия:
Раз Два Три Точки для навигатора в анонсе мероприятия Технический отчет