Оригинал взят у
energobar в
Вердикт: достоин нашей памяти!
Летом 1920 года комитет государственных сооружений Казанской губернии обратился с обеспокоенным письмом в Губсовнархоз по поводу достройки 2-ой электрической станции Казани. В письме сообщалось, что остановка строительных работ на этой станции и снятие оттуда технического персонала грозит разрушением дорогостоящего оборудования и крайне ценного материала: «…прекращение работ на станции может иметь роковое последствие для населения, ввиду возможности в этом случае остаться без электрического света на долгие годы»
Несмотря на определенные экономические трудности, решение о достройке станции было принято. В 1922 году Казань решением ВСНХ и Госплана РСФСР отнесена к первой категории по электрификации. Было выделено 300 тысяч рублей золотом на демонтаж и перевозку генератора мощностью 1000 кВт для монтируемой второй электростанции.
Монтажом оборудования и пуском в 1925 г. казанской электростанции имени 3-ей годовщины Татреспублики мощностью 5350 кВт, которая была на месте нынешнего театра им. Г. Камала, руководил талантливый инженер-электротехник, профессионал своего дела Владимир Александрович Вишневский. Растущий город, располагавший до этого лишь крошечной электростанцией для трамвая и построенной в конце 19-го века первой электростанцией, который предназначался других электропотребляющих устройств, очень нуждался в ее мощностях, весьма скромных по сегодняшним меркам. Известный казанский историк У.Б.Белялов так характеризует обстоятельства ее ввода в действие: "Строительство электростанции проходило в тяжелых условиях восстановления хозяйства, не хватало материальных и технических средств, квалифицированных кадров. Требовались большие усилия, чтобы довести строительство станции до конца. Несмотря на все трудности, под умелым руководством инженера Вишневского к концу 1925 года строительство было завершено, и станция сдана в эксплуатацию. Отмечая заслуги инженера Вишневского, в марте 1926 года ЦИК и СНК ТАССР преподнесли ему адрес "с признательностью за проявленные им в деле достройки электростанции технический опыт и организаторские способности, как доказательство сознательного и искреннего участия в деле хозяйственного строительства республики и укрепления власти Советов".
В.А.Вишневский родился в 1888 г. в многодетной семье служащего Костромской губернии. Образование получил в духовной семинарии родного города, после чего экстерном сдал экзамены за гимназический курс и в 1906 г. поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, где и приобщился к революционной деятельности. В ночь на 16 октября 1907 г. последовал обыск и арест, а затем ссылка в Вологодскую губернию по этапу, с которым он прошел через 22 тюрьмы. Понимая, что справку о благонадежности ему теперь не дадут, и, стало быть, высшее образование для него в России закрыто, он решается на побег и через Финляндию, Швецию и Данию добирается до Атлантики, где и вербуется кочегаром на пароходный рейс в Америку.
Там он поступает на инженерный факультет университета в Колумбусе (штат Огайо) и добывает средства на учебу, работая в столовых, прачечных, контролером в кино, рабочим обувной фабрики, а в летнее время на ферме, геодезистом в шахте, техником трамвайных мастерских, в проектном бюро завода Вестингауза. Но Родина не забыта, ведь и тема его дипломного проекта - "Электростанция в г. Галич, Россия". Наконец, в 1913 г. получен диплом инженера-электромеханика, и он уже почти становится американцем, но отец из дома сообщает о смерти матери и просит приехать, ссылаясь на амнистию по случаю 300-летия дома Романовых.
Сойдя в Риге с парохода, он снова арестован и отправлен досиживать в Сольвычегодск, но вскоре освобожден и приступает к работе инженером питерских заводов. Женитьба и начавшаяся мировая война заставили его отказаться от всяких мыслей о возвращении в Новый Свет, а рост инженерного профессионализма позволил ему принять предложение галичан по реализации его дипломного проекта, и в 1917 г. семья покидает голодный Петроград. В Галиче за Костромой он оборудует обувную фабрику и строит электростанцию мощностью 200 кВт, верой и правдой служившую этому городку до 50-х годов.
В сентябре 1922 г. он приглашается не работу в Татсовнархоз, и семья перебирается в Казань. Уже в июле 1923 г. не него возложена достройка и оборудование электростанции, что уже отмечено выше. Одновременно им производилась руководство реконструкцией электрических сетей столицы республики, в связи с переходом от постоянного тока на 3-фазный переменный. После пуска электростанции он становится техническим директором треста "Эльводтрам" (электричество, вода, трамвай), затем назначается главным инженером Казгоркомхоза и в эти годы много делает для развития энергохозяйства Казани, а также расширения и переоборудования трамвайного хозяйства.
Не остаются в стороне и проблемы энергетики: им было выполнено несколько проектов электрификации районов, и, в частности, проект гидроэлектростанции на реке Вексе Ярославской области на 8 тыс. кВт и тепловой электростанции в г. Чистополе на 3 тыс. кВт. С 1934 г. он переходит полностью на научно-педагогическую работу в КИИКСе и избирает темой своей будущей диссертации "Блуждающие токи и методы борьбы с ними", направленной на обуздание подземных электрических потоков, наносящих серьезный ущерб трубопроводному хозяйству.
Владимир Александрович был арестован 7 июля 1941 года антисоветские высказывания, шпионаж в пользу Германии), осужден Особым совещанием НКВД СССР 28.11.42 по ст. 58-10 ч.2, 58-11. Приговор: 15 лет исправительно-трудовых лагерей. Был реабилитирован 29 июня 1956 года.
Впервые имя этого выдающегося и талантливого инженера-электротехника, было вырвано из забвения в середине 2000-х, благодаря стараниям и настойчивости его сыновей заслуженного строителя ТАССР, доцента КИСИ Всеволода Владимировича и заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного деятеля науки ТАССР, профессора КГУ Владимира Владимировича и поисковой работе пресс-центра ОАО «Татэнерго» в преддверии 75-летия образования энергосистемы республики. Тогда статьи о нем появились в республиканской печати, его имя заняла достойное место в интерактивном музее энергосистемы Татарстана.
1 фото - В.А. Вишневский
2 фото - строительство градирни второй электростанции
3 фото - машинный зал второй электростанции