Колхозной деревне электроэнергию и радио!
Призыв из октябрьского воззвания ЦК ВКП (б) 1949 года как нельзя верно демонстрирует настроение общества, царившее в послевоенный период. Окончилась Великая Отечественная Война, руководство страны задумалось о восстановлении народного хозяйства и его развитии. Важнейшей задачей стоял подъем сельского хозяйства, а без его электрификации решение этого вопроса было невозможно. Электрификацию села было решено осуществить в основном за счет использования местных гидроресурсов, благо имелся положительный довоенный опыт. Общее количество малых (их у нас называли еще межколхозными) ГЭС в СССР после окончания Великой Отечественной войны составляло 6500 единиц. В стране начались масштабные работы по электрификации сельского хозяйства.
В 1946 году создана единая организация эксплуатирующая сельские электрические сети - Татарская республиканская эксплуатационная контора Сельэлектро. В то время в Татарии было всего 26 сельских электростанций с общей мощностью 684 кВт и 6 сельскохозяйственных объектов (мощностью до 190 кВт) присоединенных к промышленным электросетям. От этих источников снабжалось электроэнергией 20 колхозов, 10 МТС и один райцентр. Минимальные осветительные нужды сельских потребителей с трудом обеспечивали имевшиеся мелкие электросиловые установки.
В 1947 году была создана механизированная колонна «Сельэлектросетьстрой», которая занималась строительством линий электропередач, межколхозных ГЭС и подстанций в Республике. В 1950 году она была реорганизована в Татарский республиканский строительно-монтажный трест Главного управления электрификации сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР. Его строительно-монтажные отряды дислоцировались в Бугульме, Чистополе, Буинске, Кукморах, Лаишево, Арске и Казани.
В 1950 году электрическую энергию от Государственной энергосистемы получили ближайшие к Уруссинской ГРЭС колхозы Бавлинского и Ютазинского районов. В это же время колхозные электроустановки Юдинского, Столбищенского и Высокогорского районов присоединяются к линиям энергосистемы Татарстана.
В 1952 году строителями запущена первая в республике Ново-Мелькенская ГЭС на реке Ик. На 40-е и 50-е годы XX века вообще пришелся пик строительства межколхозных ГЭС у нас в стране, когда ежегодно в эксплуатацию вводились до 1000 объектов.
В августе 1953 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О проведении работ по электрификации колхозов путем присоединения к государственным энергосистемам, промышленным и коммунальным электростанциям", который дал мощный импульс электрификации села. Энергосистемы страны получили разрешение на повсеместное присоединение сельских электроустановок к государственным высоковольтным сетям. К концу этого года вокруг Казани было уже 36 электрифицированных хозяйств. Во многих колхозах, особенно в Буинской зоне было много электростанций на базе дизельных двигателей от тракторов.
В 50-е годы в населенном пункте средней величины было достаточно одного ТП мощностью 30-50 кВА. Основными потребителями были: освещение, электрифицированные мельницы, вентиляторы в кузницах, а в быту - радиоприемники.
По воспоминаниям ветерана нашей энергосистемы Федора Ивановича Казайкина сельская электрификация республики, в начале 50-х годов состояла из находящихся в непосредственном подчинении конторе Главсельэнерго электрифицированных кустов - Айшинского, Вознесенского и Бугульминского отделений «Сельэлектро». В их объем входило по одному фидеру (6, 10 кВ), причем Вознесенский куст питался по схеме ДПЗ (2 провода, земля с раздельным трансформатором мощностью 560 кВА).
На специально образованное управление "Татсельэлектро" были возложены масштабные работы по электрификации районов республики. Перед строителями была поставлена задача ежегодного ввода в эксплуатацию по одной подстанции на территории республики для электрификации всех населенных пунктов в сельской местности. Первая линия и подстанция сельскохозяйственного назначения напряжением 35 кВт в Татарии были введены в эксплуатацию в 1956 году около села Чепчуги Высокогорского района.
Вспоминает ветеран энергосистемы Михаил Зиновьев из деревни Шапши, куда подали электричество из этой подстанции (ему тогда было 8 лет): «Дед выкопал яму для столба около дома, помог установить его и протянуть провода. Утомленный столь непривычной работой он заснул аккурат перед включением электричества. Проснулся он от необычно яркого света, и спросонья не поняв, заорал «Пожар» и выбежал на улицу».
Линии 10 кВ тогда в основном монтировались с использованием стальных проводов. Процесс строительства воздушных линий электропередачи был очень трудоемким: привлечь тракторную технику считалось счастьем, ямы выкапывались вручную, один человек мог выкопать максимум 2 ямы в день, деревянные опоры устанавливали бригадой в составе 10 человек с использованием ухватов и веревок методом «падающей стрелы», поэтому для ускорения рытья ям привлекались жители домов, к которым подводилась электроэнергия.
1957 году Росгипросельэлектро разработало принципиальную схему электроснабжения сельского хозяйства Республики Татарстан. В ноябре газета «Советская Татария» писала: «На днях в Апастовском районе вступила в строй Деушевская межколхозная гидроэлектростанция на реке Свияге мощностью 500 киловатт. Работают два агрегата, остальные три будут введены в действие после окончания прокладки электролиний. Первой получила электроэнергию сельхозартель имени Мичурина. В домах колхозников, в служебных помещениях, на улицах сел Деушево и Кулганы зажглись лампочки Ильича. В ближайшее время будет электрифицировано еще 12 населенных пунктов».
По воспоминаниям моей мамы Гульсины Мингалиевой, близкое получение электричества так вдохновило жителей, что все от мала до велика, в свободное время рыли ямы для опор, помогали тянуть провода или кормили электриков. Кстати, в ноябре 1957 года родился мой второй брат - Фирдус. Мои родные иногда шутят, что он то и принес свет в нашу деревню.
Оплата электроэнергии тогда была по числу светоточек. А контролеры ГЭС каждую неделю ходили и проверяли, не поменял ли ты лампочку на большую по мощности, или еще хуже поставил лишнюю. Счетчики электроэнергии в домах сельчан появились лишь в середине 60-х.
Все строительство ГЭС велось за счет средств колхозов. Гидростанция имела трансформаторные пункты и линии электропередач для электроснабжения отдаленных населенных пунктов. Все они находились на балансе колхозов и обслуживались местными специалистами. Директором ГЭС был Тахир Шаадатович Сафин, который потом долгие годы проработал в нашей энергосистеме. Особенно тяжело было запускать гидроэлектростанцию после весенних паводков. Слабым местом была ненадежная конструкция типа «Таманцева» с селеновыми выпрямителями в схеме возбуждения. В период паводка они отсыревали и происходили пробои. Восстанавливать их своими силами было невозможно. Оказанием электротехнической помощи при эксплуатации гидростанций малой мощности занималась Татарская республиканская эксплуатационная контора «Главсельэнерго».
Важную роль в развитии сельского хозяйства сыграла электрификация водоснабжения ферм. Появилась возможность автоматизации многих процессов сельскохозяйственного производства с резким ростом нагрузок по всем направлениям.
1958 году были введены в эксплуатацию подстанции 35/6 кВ в Песчаных Ковалях и Арске. Пущена паротурбинная электростанция на сахарном заводе в Нурлат Октябрьском. Много значимых событий произошло в 1959 году. На реке Свияга пущена Киятская ГЭС мощностью 250 кВт, включена подстанция сельскохозяйственного назначения 35 кВ в Дубъязах. При Буинском сахарном заводе начала работать электростанция мощностью 6,5 тыс. кВт. Включены подстанции 35 кВ в Пестрецах и Кошарах.
В итоге снабжение электроэнергией потребителей к началу 60-х годов происходило как непосредственно от низковольтных сетей мелких станций, так и от высоковольтных линий районных электростанций через понизительные трансформаторные подстанции.
В этот период принимаются меры по удлинению срока службы деревянных опор, для чего они пропитываются креозотом. На воздушных линиях ремонт проводов производится овальными соединителями. Предохранители типа ПСВ заменяются более мощными с кварцевым наполнителем типа ПК. Ранее доступное для прикосновения электрическое оборудование подстанций и ТП оборудуются сетчатыми ограждениями. Повсеместно в сетях вводится блокировка приводов разъединителей с приводами масляных выключателей. Эти новшества позволили резко понизить аварийность и дали возможность перейти к одиночному дежурству электромонтеров на подстанциях. Машины оперативно-выездных бригад и передвижные лаборатории в это время оснащаются радиостанциями. Это позволило намного сократить ремонтные периоды в электросетях.
Далее энергообъекты стали сооружаться ускоренными темпами во многих других районах, причем росло напряжение сетей и подстанций. В 1961 году введены в работу линии и подстанции сельскохозяйственного назначения Куюки, Куралово, Нурлаты, Кайбицы, Муслюмово и Новошешминск. В 1962 году включены подстанции 35/10 кВ в селах Майдан, Шумково, Шереметьевка, Лашманка, Поповка и Печищи.
В 1963 году в связи с упразднением Татсовнархоза энергетическое управление получило название РЭУ "Татэнерго" Министерства энергетики и электрификации СССР. Началось массовое создание электросетевых предприятий на базе подразделений Сельэнерго. 18 сентября 1964 года приказом №57 РУ Татэнерго на базе Татарской республиканской эксплуатационной конторы "Татсельэнерго" были созданы Приволжские электрические сети. Созданные предприятия электросетей обслуживали электрохозяйство на определенных территориях республики и были подчинены уже Татэнерго.
В конце 50-х годов, в связи с переходом к строительству гигантских энергетических объектов и присоединением сельских потребителей к централизованному электроснабжению, направление - малые ГЭС утратило государственную поддержку, что привело практически к полному разрушению и упадку созданной прежде инфраструктуры. Прекратилось проектирование, строительство, изготовление оборудования и запасных частей для малой гидроэнергетики. Ввиду маловодности рек и частых бурных паводков, сносивших плотины и другие сооружения, межколхозные гидростанции не могли обеспечить стабильного электроснабжения. Они были демонтированы в середине шестидесятых годов, а линии электропередач были использованы при электрификации этих мест.