Мы убьем Дэвида Линча
«Твин Пикс». Серии 29-я и 30-я (что-то не так. Вернее, все не так)
Аделаида Метелкина и другие, газета «Сегодня» от 15.02.1994
Ад.М. Откуда вообще взялась эта первоначальная цифра: 32 серии? Вы за сколько экранных часов платили «Линч/Фрост продакшнс»?
Представитель Premier-SV (со скрипом пропихиваясь сквозь солнечный лесной пейзаж). Я еще, конечно, проконсультируюсь со Stimorol, но изначально серий было, по-моему, 32. В процессе демонстрации все свелось к 30. Если отыщем недостающие, разместим их в любом эфире.
* * *
Одри Хорн (разлетаясь на мелкие кусочки). Дейл Купер! Специальный агент Купер! Я ждала тебя на протяжении 16 серий, я чуть не отдалась родному папаше, а ты меня променял на сушеную камбалу монашку, у которой ни бюста, ни подбородка, одни лишь благие намерения под черепной крышкой!
Дейл Купер. А не надо было так жиреть с каждой новой неделей, раздаваться, как тесто под паром. Может, тогда я в серии № 34 (или 36) съел бы тебя, а не монашку. Сама виновата. Теперь монашка вкуснее. (Вылизывает из раковины содержимое тюбика зубной пасты.)
Великан (гордо проходит в отдалении, облаченный в белый плащ с кровавым подбоем). Ты не обратил должного внимания на взаимосвязь между белой бредовой лошадью и стаканом парного молока. А ведь я делал пассы, намекал как умел. Все могло быть по-другому, агент Купер.
Купер. Я отметил и молоко, и тем более лошадь, но меня от них к тому времени уже тошнило, как и от тебя, впрочем.
Борис Кузьминский. Зато престарелый портье, который принес молоко и являлся инвариантом Великана, - вылитый мой дед, умерший два года назад. Поэтому...
Ад.М. Молчи! Нас посетил великий культуролог Жиль Делез.
Жиль Делез. Н-да... У меня как-то нет под рукою последнего Video Movie Guid’а, но ощущение, Купер, такое, что ваши приключения в Черном Вигваме целиком содраны режиссером Линчем с малоизвестной киноленты «Степной волк» (по одноименному роману Германа Гессе, 1974, режиссер Фред Хейнс, США, в гл. роли Макс фон Зюдов); я был еще в сущности мальчик и помню лишь тени портьер, блики в прогалах полосатых занавесей, проблески глазных белков обреченного героя...
Жак Бодрийяр (входя через окно). Жиль, я никогда не стал бы прерывать вас, я уважаю вас до нет никакой возможности... но, бога ради, почему вы ни разу не употребили слово «дискурс»? Все сразу стало бы так элементарно... и так запутанно... Совсем как я люблю...
Феликс Гваттари (падая со стены). Deus ex machina! Machinam amo et odi!
Стэн Кубриков. Позвольте я расскажу все как было...
Делез. Да знаете ли вы, что такое быть мальчиком? Не мальчиком-симулякром, нет... мальчиком-индивидуумом… Прогалы портьер... Блики глазных, черт вас дери, бел...
Кубриков. Мсье Делез... Я уважаю ваши чувства, как уважал бы и тайные эмоции Ролана Барта, явись он нам из неживых...
Ролан Барт (глухо). Да, мой малыш, да...
Кубриков. ...Но я должен рассказать все как было. 31-ю и 32-ю серии «Твин Пикс» в «Сегодня» должны были обсудить Вячеслав Курицын и Юрий Гладильщиков - завершение цикла, так сказать, - а потом, в следующий вторник, появился бы совершенно не запланированный «Диалог недели» с подзаголовком «Твин Пикс» Дэвида Линча. Серии 33-я - 133-я (все будет хорошо)». Собеседники - Одри Хорн и Дейл Купер. Но тут в гости к одному из нас приехал некий болгарин (в Болгарии сериал демонстрировали раньше) и рассказал, что в последнем эпизоде картины Купер подходит к зеркалу и вместо своего отражения видит оборотня Боба. Полдня мы думали, что болгарин лжет. Затем решили, что дополнительный диалог все равно обязан состояться, очень уж это по-газетному. Вот только второго собеседника будут звать Боб Купер.
Ад.М. Нас не остановило даже то, что в этом случае его инициалы совпали бы с инициалами редактора отдела искусств.
Кубриков. Нас это устраивало! Представляете, что они друг другу наговорили бы!
Ад.М. И вот оказывается, что серий на две меньше, чем мы рассчитывали, и болгарин, естественно, не соврал. Однако и не предупредил о том, что происходит в фильме перед финальным эпизодом: непостижимые скитания Купера в пространстве Черного Вигвама, зеркальные комнаты, расслоение зла...
Ингмар Бергман (пробирается вперед). Такое же тавтологическое пространство я пытался смоделировать в «Змеином яйце», но Дино Де Лаурентис урезал смету, и фильм вышел плохой. Линч украл у меня идею, и я требую...
Зигмунд Фрейд (кусая длинный ус). Линч сам себя наказал за воровство. В коридорах вигвама то и дело появляется безрукая Венера Милосская, а если учесть, что в античности за воровство отрубали руку, Венера как раз и персонифицирует покаяние автора.
Ад.М. В пятницу, в полночь, когда моя челюсть встала на место, я поняла, что 30-я серия выворачивает весь сюжет наизнанку. Возьмем, например, историю с Кэролайн Эрл; Купер наверняка сам зарезал ее, а потом обвинил Уиндома в убийстве жены и засадил на всю жизнь в психушку.
Уиндом Эрл. Карательная психиатрия, ложный навет... Не удивительно, что я так озлоблен.
Ад.М. Получается, что смерть Лоры Палмер...
Гюстав Флобер. Лора Палмер - это, доложу я вам...
Ад.М. ...свершилась исключительно затем, чтоб Купер нащупал собственную кару, чтоб постепенно выявить бесовскую идентичность агента. Не убийцу Лоры искал он в Твин Пикс, но ход в Черный Вигвам, где таким, как он, самое место.
Юрий Гладильщиков (громко хлопнув дверью). Деля, тебе не удастся это доказать!
Скотт Фрост (автор книги «Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера»). Почему не удастся? На стр. 412 я пишу, что Купер шесть месяцев пребывал непонятно где и за это время сделал лишь две диктофонные записи. Цитирую. «Я не знаю, кто я такой... Исцели... исцели... (еще 13 раз «исцели». - С.Ф.) пожалуйста!»
Купер. А вот ты бы молчал лучше. Зеркала в «Грейт нозерн» с тройной амальгамой; знаешь, как больно таранить их лбом? Сам попробуй. У меня до сих пор сотрясение мозга.
Энди Бреннон. Мистер Купер! Неужели все это правда? Клянусь, если в окрестностях Твин Пикс еще раз появится Дэвид Линч, я... шериф... мы с Томми... Куда ты собрался, Томми?
Индеец Хок. Я отправляюсь на поиски Белого Вигвама. Пока я видел лишь Черный. И Черный мне не понравился.
(Издалека слышен крик Лео Джонсона. Тарантулы, судя по всему, до него наконец добрались.)
«Твин Пикс» Дэвида Линча. Серии 21-я и 22-я (надзор, сыск) «Твин Пикс» Дэвида Линча. Серии 17-я - 20-я (лес, страх) Орнитологический мотив в "Твин Пикс" Дэвида Линча (серии 5-я и 6-я)