Рыжий, красный - черт опасный
Двадцать лет назад на пустыре под Римом убили Пьера Паоло Пазолини
Денис ГОРЕЛОВ, газета «Сегодня», четверг, 2 ноября 1995 года
Лучше б ему было отдать концы на год раньше. Не в семьдесят пятом, а в семьдесят четвертом. Тогда бы он не успел снять «Сало», и имя его не склоняли бы в одном ряду со всякими гнусными маркизами и прочими Сорокиными. Но судьба распорядилась иначе, и в память поколений он вошел автором картины, где дерьмо едят. Многие светлые умы искали глубинных подтекстов и откровений в этом омерзительнейшем из фильмов и не находили, да и не могли. Ибо сказано: «Не ищи в жопе смысла - там говно».
И убийцу его, несовершеннолетнего проститута, забившего славу и гордость Апеннин, продержали в кутузке всего пару дней тоже неспроста.*
Что ни говори, сложной и многогранной натурой был маэстро.
***
Господи, какая же невообразимая каша творится в башке у настоящего коммуниста! Не подонка-икроеда, идейного клеща и перерожденца, а чистого, пенного большевика с длинным хайром и огромным пульвером для настенной агитации. Дринк, дрянь, лав, эгалите-фратерните, Мао, Пальмиро, Че, ню, волосы, волосы, волосы. Красота. Красный из страны оливок и профсоюзов, монстр кино и левизны, Пьер Палыч Пазолини лишь на шаг отошел от всей этой клокочущей лайбы в джинсовых лохмотьях, ибо к тому же был еще и религиозен - разумеется, в эстетике «Джизус Крайст суперстар», но и это лихо для видного отрицателя, насмешника и задиры.
Возможно, эта его маленькая вера была последним спасением от студенческой мешавени в мозгах. Лишь господу известно, как могут уживаться в одной голове бурбонская ненависть к музыке толстых джазу и формалистическому искусству, ставшему на службу реакции, - с культом вечной красоты в лице Мерилин Монро, известнейшей подстилки столетия. Абсолютная фетишизированная свобода - с искренней теплотой католицизма, который, в отличие от Союза ССР, никакой фронды в Италии не символизировал. Сострадание к руинам Адена - с сочувствием к советским танкам, трамбующим восставший Будапешт. Распятие с партбилетом.
А мне, ребята, по ... ваши неувязочки, - сказал бы на все это большой художник и в сотый раз оказался бы прав. Главное - художника-коммуниста до практики не допускать, и все будет путем, в небольших дозах они вполне разнообразят мир. В противном случае мир может остаться без джаза, формализма, покаяния и Венгрии - с одними Хрущевым, Гагариным и Мерилин Монро (я, конечно, представляю, какой праздник будет у двоечников и концептуалистов - а остальным каково?). Публицистический фильм «Ярость», из которого и почерпнуто яростное авторское кредо, довел до белого каления даже отъявленных синефилов: когда по экрану пошел перечень признательности лицам сохранившим и восстановившим, кто-то в зале мрачно буркнул: «И посмотревшим!»
Порою своим надсадным коммунизмом, экстравагантной сексуальностью и ранними подворотенными эскападами a la Godard Пазолини здорово смахивает на Лимонова, к своему золотому юбилею тоже порядком поднадоевшего простому избирателю («Босяк» и «Подросток Савенко» просто чудо как похожи, то же касается и публицистической параллели «Ярость» - «Убийство часового»), - однако суть в том, что любовь Лимонова простирается исключительно на рассамого распрекрасного Эдиньку, тем он и неуязвим, а Пазолини искренне болеет за каждого угнетенного алжирского феллаха и хмурого синеблузника с завода «Фиат».
Скорее всего, поэтому Пазолини и гений, а его товарищи по партии Лимонов с Маяковским - нет.
Вечную славу, посмертную оду и куст жимолости на могилу заслужил он тем, что с чисто итальянской экспрессией приподнял телесный низ и приопустил душевный верх, стирая противоречие меж плотью и духом, заземляя и очеловечивая священное писание. Христос в «Теореме» явился источником любви именно не душевной, а плотской, перетрахав подряд пятерых разнополых, но равно благодарных ему обитателей огромнго дома. Тронутый иконописным ликом Те ренса Стампа Ватикан поначалу даже сослепу наградил режиссера «за подлинную религиозность», но тут же прозрел и отобрал премию «за вопиющую аморальность» - и то и другое правильно. Просто апеннинский Прометей ни много ни мало заново переписал Евангелие, за что ему одновременно полагалось именное место как на облаке, так и на сковородке. И на то и на другое Пазолини плевать хотел: в ад он уже дважды лазил в «Декамероне» и «Кентерберийских рассказах», а рай ему, охламону и двустволке, не светил никаким боком.
Непомерную эту гордыню питала давняя итальянская традиция: художникам этой страны не раз приходилось приближаться к Богу, раскачиваясь в люльках над алтарем и расписывая купол светлыми ликами. Словно в подтверждение этого Пазолини сам сыграл Джотто в «Декамероне», на роль девы Марии в «Евангелии от Матфея» зарядил свою собственную мамочку, а играть Христа позвал Евтушенко. Приглашение левака в квадрате, ухнувшего дар на борьбу не с буржуазной силой темною, а с ожирением левой идеи, было высшим шиком пролетарской режиссуры, но Е. Е. не отпустили - впрочем, и без него вышло неплохо. В исполнении лидера испанского студенчества Энрике Иразоки Христос, как и задумывалось, вышел не великомучеником, а бунтовщиком с гранатой, анархистом и смутьяном; братом, а не пастырем.
Итальянцы радостно заволновались. Всю жизнь они относились к церкви как мы к товарищу Сталину: была, мол, большая хорошая сказка, люди были заодно, искусства процветали - нет же, пришел усатый ГЕЙ И все испортил. Абсолютизация светлой идеи, как обычно, привела к паленому мясу. Изрядно поредевшая на средневековых кострах нация с той поры истово рукоплескала всякой новой оплеухе религиозному насилию, будь то поголовное осеменение монашек Андреуччей из Перуджи, вопиющее распутство мельничих и трактирщиц, богохульство и чертохульство Чосера или еще добрая половина пунктов из того, что якобы господь не велел. Низвергая церковный обычай выкручивать людям руки, ставить на колени, не давать есть и любиться, Пазолини в глазах мирян уподобился кудлатому латиноамериканскому бамбино, освобождающему идеи Сан-дино, Кастро и Панчо Вильи от позднейших бюрократических наслоений.
Его Джотто вместо того, чтобы осенить себя крестом перед общемонастырской трапезой, сначала чешет репу, потом подмышки, потом промежность, наскоро выхлебывает баланду и снова скачет расписывать собор богоугодными фресками. Ангелы с дудками в «Овечьем сыре» нарезают чумовую твистяру под магнитофон, а смерть несчастного статиста от обжорства на кресте приравнивается к гибели Спасителя.
Ключевой сценой «Трилогии жизни» становится эпизод из «Кентерберийских рассказов», где толпа, едва отпев усопшего от обильных совокуплений мужа, перебегает на другой край храма венчать вдову с новым жеребчиком. Церковь сопровождает человека в горе и в радости, тем и хороша, а условности к черту. Вечно все у него рыгают, отовсюду торчат распирающие ткань возрожденческие гениталии, дебелые сдобные краснорожие ирландки тискают своих жилистых «соломенных псов» и человечиной пахнет. Достаточно взглянуть, как лучащийся похотью Отелло (Нинетто Даволи) жрет гигантскую черешню с ушей жены, чтобы навеки записать режиссера в неисправимые еретики, и отнять у него лицензию на съемки в храме, и причастия лишить на веки вечные.
Даже из античных трагедий он прежде всего отбирал сюжеты о страстотерпцах, пошедших от любви на грехи великие и казни египетские, - «Медею» и «Царя Эдипа». Люди его грешат, каются, терпят и песенки поют: «Если ограбленный улыбается, он что-то похищает у вора; если ограбленный плачет, он что-то похищает у себя». Вот и скачет через его скоромное кино петрушка Даволи, то в чаплинском котелке, то в почтальонской фуражке, то в доспехах мавра, то в монашеской рясе - чирикает, жрет и раскланивается с проститутками - мадоннами бедных наций, пригревшими и вдохновившими абсолютно всех режиссеров, что оканчиваются на «ини».
Ханжи американцы просто сроду не видали костров, постов и схим, они еще щеглы, вот и соблюдают себя в строгости и уважении к канону.
На самом деле членоугодие не грех, Бог сказал («Декамерон»). Дьявол - не чудище с рогами и жаром из пасти, а подлый доносчик, что ходит среди нас и выслеживает пидоров на муку мученическую, причем земную, а не небесную («Кентерберийские рассказы»). Бог - тучный противный режиссер, а сын Божий - голодный и блохастый бедолага-статист в окружении овечек («Овечий сыр»). Пророк несет каждому божью искру, но не на кончике языка, а просто на кончике («Теорема»). Вмешательство народа возносит наверх посредственностей вроде Кассио с Дездемоной, а незадачливых личностей Отелло и Яго, оборвав руки, выкидывают на свалку, где они впервые видят облака («Что за облака?»). Гордыня тоже не грех: «Декамерон» завершается абсолютно создательскими словами Джотто о готовой фреске и играющего его Пазолини о готовой картине: «Так уж ли замечательно все это получилось, как было у меня в голове?»
И так далее, веселый он был режиссер. Все навыворот, все наизнанку, все для человека и во имя человека. В «Птицах больших и малых» - «Масках-шоу» на темы марксизма и религии - с новой силой звучит чудная троцкая формула перманентной революции: «Призрак бродит по Европе кризиса марксизма, - бубнит ученый ворон, прыгая по ухабистой неореалистической дороге. - И все же необходимо любой ценой найти новые революционные пути. <...> Чехословацие поэты и польские! Венгерские поэты! Поэты югославские и советские! Высмеивайте правительства ваших стран, жертвуйте собой, ибо для того, чтобы революция продолжалась, нужно децентрализировать власть. Конечная цель - анархия. Человек обновляется лишь в процессе бесконечной революции, и только тогда будут вечно цвести красные гвоздики надежды!»
Разночинец Пазолини, сын крестьянки и полковника, ученый Ворон меж буржуазными стервятниками и люмпен-воробушками, в самое сердце принял идею павшего под кактусами наркомвоенмора: есть у революции начало - нет у революции конца. Сначала низверг Бога. Потом низверг черта. Насыпал перцу на хвост красным и белым. Пал, оклеветанный молвой.
И все же успел спеть на пепелище комические куплеты. Программная его картина «Ярость» заканчивалась десятиминутным гимном распоясавшихся морячков «Соловей, соловей, пташечка».
Все-таки птиц малых он всегда любил больше.
*«СЕГОДНЯ»: Про то, что его быстро отпустили, рассказала на пресс-конференции в Москве директор Фонда Пазолини Лаура Бетти. Только что вышедший на мировые фестивальные экраны художественный фильм режиссера Марко Туллио Джорданы «Пазолини: итальянское преступление» (Pasolini: un delitto italiano) завершается, однако, совершенно иным: малолетнему убийце Пазолини дали большой срок. Фильм Джорданы, реконструируя историю гибели Пазолини, доказывает, что убийц было несколько (минимум двое), что расследование велось как-то уж слишком халатно (слишком странно халатно, если учесть, что смерть Пазолини всколыхнула всю страну), что за всем этим, возможно, кроется заговор неофашистов. Отчего же осужденный за убийство признал свою вину и все взял на себя? Оттого, что его кто-то убедил: ему как несовершеннолетнему ничего особенного не грозит. Фильм Джорданы представляет Пазолини последним великим поэтом XX столетия.