ЛОШАДИ И ИХ ХОЗЯЕВА

Dec 29, 2024 13:00




«Ямская тройка на зимней дороге». Картина кисти художника Николая Егоровича Сверчкова, до 1898 года.

Занятно, но при всех тех комплиментах, коими в своё время Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский наградил сибирских лошадок из крестьянских хозяйств, три десятилетия спустя ситуация оказалась радикально иной [Ядринцев М.Н. Западно-Сибирская низменность / Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Том одиннадцатый. - СП(б), М.: Издание Товарищества М.О. Вольф, 1884. - с. 79 - 80]:

«… Езда по сибирским дорогам издавна славилась своею быстротою. Нередко случается, что станцию вёрст в 18 - 20 провозят в течение одного часа. Сибирские лошади, вообще, малосильны и особенная рьяность их на бегу объясняется только редкостью запряжки, т.е. их дикостью. Тройка лошадей, приведённая из табуна, запрягается часто с путами на ногах, и когда путешественник и ямщик усядутся по местам, путы с лошадей снимаются другими ямщиками, и с гиком и свистом тройка несётся, не останавливаясь, вёрст пять и более (Здесь и далее выделено мной. - Пан Гридь). При сильном разгоне, когда не успевают привести из табуна свежих лошадей, приходится проезжающему ехать иногда на лошадях, недавно воротившихся; в таком случае лошади или станут на первом пригорке, или везут станцию почти шагом. В Сибири, особенно в степных пространствах, не существует вообще заботливого ухода за скотом, а тем более за лошадьми, которые переносят больше и реже подвергаются болезням, чем рогатый скот. Обилие пастбищных трав позволяет держать огромное количество лошадей. Они живут табунами в степях и лето и зиму, постоянно на подножном корму. Что делается с таким табуном, какие терпит он беды, сколько жеребят погибло от бури, непогод и лишений разного рода, сколько погибнет лошадей от волков, - хозяин этого не знает. Но зато лошадь, вытерпевшая и холод, и голод и оставшаяся в живых, бывает способной переносить всякие лишения. Разумеется, такая лошадь не отличается особенными качествами. Она дика, притуплена нуждой и холодом, слабосильна в перевозке тяжестей, так что тройка не может везти рысью и тридцати пудов; но зато легко пробежит станцию вёрст в 40 и воротится назад, не евши».

Больше интересного - тут и тут.

гужевой транспорт, экономика, 1880ые, 1890ые, 19 век, живопись, история, жанровая живопись, сельское хозяйство, Николай Сверчков, транспорт, la Belle Époque, ямская гоньба, Российская империя, животноводство

Previous post Next post
Up