«Сбор недоимок». Картина кисти художника Алексея Ивановича Корзухина, 1868 год. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Из записки, поданной Августом Францем Людвигом Марией фрайхерром фон Хакстхаузэн (August Franz Ludwig Maria Freiherr von Haxthausen) в июне 1857 года русскому императору Александру II через министра иностранных дел Российской империи князя Александра Михайловича Горчакова [Цит. по Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.: «Просвещение», 1968. - с. 75]:
«Мы живём в эпоху, когда мысли и мнения не выжидают, как прежде, годов и столетий для своего полного развития и распространения. Распространяемые печатью, паром и электричеством, они, подобно молнии, бороздят Европу с одного конца до другого, и нет народа, нет страны, которые могли бы предохранить себя от их влияния. Я говорю это, дабы напомнить, что России нельзя останавливаться на полпути, что невозможно важнейшие вопросы народного существования предоставить их собственному развитию, но что правительство обязано первое принять в них обдуманное и деятельное участие, дабы события, опередив его, не завладели браздами и не вырвали от него уступок, которые повлекли бы его к падению (Выделено мной. - Пан Гридь)».
Вообще, конечно, это тот самый качественный уровень, на котором обреталось государственное управление Российской империи накануне Великих реформ Александра II.
Для того, чтобы понять, что крепостное право надо отменять, а то оно приведёт не просто к тяжёлым последствиям, но к гибели династии, заезжему немцу потребовалась шестимесячное путешествие по России, правительство же Империи не могло годами определиться по данному вопросу и, судя по принятому в конечном итоге к исполнению варианту крестьянской реформы (без земли, но с выкупными платежами), просто не представляло, чем всё это обернётся для страны.
В отличие от прусского барона, да…
Больше интересного -
тут и
тут.