Продолжая
тему о целомудренных супругах в целомудренном браке. Сегодня давайте вспомним такую известную семейную (и царственную) пару, как кайзер Священной Римской империи Хайнрих II Святой (Heinrich II. der Heilige) и его жена Кунигундэ (Kunigunde von Luxemburg).
Собственно, об их целомудрии недвусмысленно рассказал в своей
«Всеобщей хронике» Эккехард (Ekkehard von Aura), настоятель бенедиктинского монастыря Ауры (Kloster Aura):
«[1001 год] … Когда он, возведённый на королевский трон, одолел маркграфа Генриха и других, которые сопротивлялись ему в начале его правления, подчинил Италию, Чехию и Болеслава со всем славянским народом, и ему было дано Господом спокойствие, он, понимая, что у него не будет детей, ибо он, как свидетельствуют многие, так и не познал Кунигунду, соучастницу своей власти, но любил её как сестру (Выделено мной. - Пан Гридь), предпочёл иметь наследником Господа, подателя всех благ, и в шестой год своего правления, следуя мудрому совету, учредил в честь святого Петра и святого Георгия епископство в Бамберге и весьма богато одарил это место множеством поместий и всякого рода украшениями, как то видно в настоящее время…».
Вот так вот! И чего, спрашивается, женился-то?..
Вверху - коронация Хайнриха II и Кунигундэ Христом. За императорской четой стоят патроны Бамберга - святые Пётр и Павел. Внизу - три фигуры, персонифицирующие Рим, Галлию и Германию, и шесть герцогов Баварии. Миниатюры из
«Перикопы Хайнриха II» (“Perikopenbuch Heinrichs II.”), приблизительно 1007 - 1012 годы. Баварская государственная библиотека (Bayerische Staatsbibliothek), Мюнхен, Германия.
Впрочем, на поверку всё оказывается не так просто. Как следует из прозвища, сам кайзер после того, как отдал Богу душу, был канонизирован церковью (его супруга, кстати, тоже), а целомудренность монарха на фоне запуска процедуры его причисления к лику святых, как несложно догадаться, добавляла кайзеру пару-тройку дополнительных очков. При этом мы не должны забывать, что, как уже говорилось, автором хроники, поведавшим нам историю о целомудренности этой коронованной четы, являлся аббат монастыря Ауры. Сам монастырь был основан в 1108 году не абы кем, но Отто фон Бамберг (Otto von Bamberg) - восьмым епископом Бамберга, а оное епископство в свою очередь являло собой любимую игрушку кайзера Хайнриха II: он её создал, он ею игрался… Ну, т.е. степень лояльности Эккехарда фон Аура к святому монарху, надеюсь, понятна.
- Так, а что же на самом-то деле? - спросит любознательный читатель.
А на самом деле и Хайнрих, и Кунигундэ были живыми людьми. Брак их для эпохи, в которой они жили, в некоторой степени необычен, ибо с высокой долей вероятности заключён он был не из расчёта (а даже вопреки ему, ибо статус Дома Люксембургов, из коего происходила Кунигундэ, был явно пониже статуса Дома Людольфингов, к которому принадлежал ейный супруг, да и статус шестого ребёнка в семье из 11 - не фонтан!), а из любви. И тем не менее, вопреки всем попыткам обзавестись не то, что бы наследником - хотя бы ребёнком женского пола, закончились ничем.
А то, что попытки эти имели место, - установленный факт: собственно, об этом сообщил устами хронистов сам кайзер. Дело в том, что 01.11.1007 года, открывая Франкфуртский поместный собор, призванный утвердить его решение о создании епископства в Бамберге, Хайнрих II, как свидетельствует Титмар фон Мерзебург (Thietmar von Merseburg) [Титмар Мерзебургский. Хроника. - М.: “SPSL” - «Русская панорама», 2019. - с. 109], начал своё выступление со следующих слов:
«[31.] … “Во имя будущего вознаграждения избрал я Христа своим наследником, ибо не осталось у меня надежды обрести потомка (Выделено мной. - Пан Гридь); и всё самое лучшее, что я имел, себя самого со всем уже приобретённым и тем, что ещё предстоит обрести, давно уже втайне принёс в жертву Нерождённому Отцу…”».
Сами понимаете, надеяться на обретение потомков можно, лишь параллельно пытаясь всеми силами их заполучить, совершая, так сказать, действия определённого характера.
Но не срослось! Почему - сие весьма гадательно. Причин ровно две: бесплодие Хайнриха II и бесплодие Кунигундэ. Причём, как утверждал биограф святого кайзера Манфред Хёфер, статистически вероятность «вины» Хайнриха II в неудачах на «генеалогическом фронте» существенно ниже, чем у его супруги. Во всяком случае, по современным данным, вероятность отсутствия потомков у пары по причине бесплодия мужа составляет 30%, тогда как из-за бесплодия жены - все 70!
Но, как уже было сказано, это статистика, сиречь - в определённой мере теория. А практика такова, что, по дошедшим до нас данным, кайзер на протяжении всей своей императорской карьеры страдал от какой-то неизвестной болезни. Так страдал, что, как минимум, дважды хроники зафиксировали его физическую немощь на публике (это при том, что закончил свой земной путь Хайнрих II совсем не старым человеком - он умер в возраст 51 года!). Впервые это приключилось при его коронации в Майнце в июне 1002 года, а второй известный случай произошёл в ходе открытия уже помянутого поместного собора во Франкфурте 01.11.1007 года.
Титмар, епископ Мерзебурга, так описал его в своей «Хронике» [Там же, с. 109]:
«31. Когда архиепископы со всеми подчинёнными им епископами расселись в соответствии с их рангом, король бросился на землю (Выделено мной. - Пан Гридь); будучи поднят епископом Виллигизом, в чьём диоцезе проходил собор, он обратился к присутствующим…».
Здесь фраза «бросился на землю» дана в смысле «упал» (Хёфер трактует её, как «рухнул на пол дворца»).
Что это была за болезнь, которая терзала кайзера и в итоге оставила его без наследника, сказать сложно. Но сегодня принято считать, что речь идёт о мочекаменной болезни, которая негативно влияет на половую функцию организма. Говорят даже, что в 1022 году Хайнриху II сделали операцию в монастыре Монтекассино (Abbazia di Montecassino), удалив в экстренном порядке камень из мочевого пузыря...