Культ личности - это, как известно, такая штука, начала которой теряются где-то в седой старине. Уж никто и не помнит, кто был тем ушлым человечком, коий заставил окружающих почитать себя. Может в пачпорте, в пятой графе, у него стояла гордая надпись «египтянин», может - «шумер», а может и вообще - «китаец». Бог весть! Но впервые это произошло где-то там. Точнее - где-то тогда. А уж потом было «далее везде».
И, тем не менее, объявив себя равными богам (а где уж и совсем, потеряв остатки совести, - богами), оные умельцы пока ещё не отваживались выставлять собственные тушки, после «ухода в Вальхаллу», на всеобщее обозрение. Даже наоборот, долгие столетия тела почивших кумиров прятались от посторонних глаз в гробницах, кои, в свою очередь, тоже прятались в «труднодоступных местах». Более того, нашедший (случайно или закономерно - не суть и важно) оную гробницу вполне резонно получал кувалдой по кумполу, ибо нефиг. А сверху эта справедливая - с точки зрения «давшего дуба у дуба», а также прогрессивной общественности - кара тщательно полировалась всевозможными проклятиями.
Выставление «как бы священных» мощей на всеобщее обозрение - это, вероятно, уже заслуга нашего просвещённого века. В смысле - ХХ-го. Мощи товарища Ленина и останки товарища Сталина в Москве, мумия товарища Котовского в Подольске, тело доктора Сунь Ятсена в Нанкине, кости товарища Димитрова в Софии, тела товарищей Сухэ-Батора и Чойбалсана (последнее должны были продемонстрировать на потеху монгольской публике, но ренегат товарищ Цэдэнбал отказал братскому монгольскому народу в увлекательном зрелище) в Улан-Баторе, останки товарища Готтвалда (Klement Gottwald) в Праге, мумия товарища Хо Ши Мина (Hồ Chí Minh) в Ханое, тело товарища Мао Цзэдуна (毛澤東) в Пекине, кости господина Агошчинью Нэту (António Agostinho Neto) в Луанде, мумия мистера Бёрнэма (Linden Forbes Sampson Burnham) в Джорджтауне (вот-вот должна была быть выставлена на всеобщее обозрение, но американский Госдеп лишил народ братской Гайаны потехи), тело товарища Энвера Ходжи (Enver Halil Hoxha) в Тиране и, наконец, останки товарищей Ким Ир Сена (김일성) и Ким Чен Ира (김정일) в Пхеньяне - тушки каких только правителей не выставляли на радость публики, и ведь все друг друга стоили!
Аугустус из Прима-Порто. Мраморная статуя Гаюса Юлиуса Кайзара Октавиануса Аугустуса (Gaius Julius Caesar Octavianus Augustus) высотой в 6 футов и 10 дюймов (2 метра и 8 сантиметров), найденная в 1863 году на вилле Ливии у Фламиниевой дороге. I ст. от Р.Х.
Но не о том речь. Хотя тела самоназначенных кумиров и стали демонстрировать под стеклом лишь в прошлом столетии, но мемориализация их бренного пути «с другого конца» - сиречь, детских лет - сделала первые шаги ещё в древности. Конечно, не в столь седой, как это было, скажем, с захоронениями каких-нибудь фараонов в эпических сооружениях, но всё же в достаточно глубокой. Во всяком случае, уже за древними римлянами - кои, как известно, по сей день любят удивлять нас многими своими открытиями, которым самое место не в глубинах истории, а в нашей с вами современности - было замечено создание мемориальных музеев наиболее пропиаренных правителей. По крайней мере, об одном таком доме-музее известно точно. Собственно, ради него-то я и сочинил эту «портянку». Вот, как описывал его Суэтониус (Gaius Suetonius Tranquillus):
«… 6. Его детскую, маленькую комнату, похожую на кладовую, до сих пор показывают в загородной усадьбе его деда близ Велитр, и окрестные жители уверены, что там он и родился. Входить туда принято только по необходимости и после обряда очищения, так как есть давнее поверье будто всякого, кто туда вступает без почтения, обуревает страх и ужас. Это подтвердилось недавно, когда новый владелец усадьбы, то ли случайно, то ли из любопытства решил там переночевать, но через несколько часов, среди ночи, был выброшен оттуда внезапной неведомой силой, и его вместе с постелью нашли, полуживого, уже за порогом…».