ТАМИЗДАТ ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД: ВЫПУСК № 6

Jan 02, 2024 09:01

Предыдущий выпуск - тут.

Судя по всему, накануне Великих реформ царя Александра II казанские «оборотни в погонах» имели плохую славу на просторах Российской империи. Настолько плохую, что, не умещаясь в государственных границах, она просачивалась в Европу и доходила до слуха обитавшего в лондонской эмиграции Герцена.

Во втором выпуске рубрики «Тамиздат полтора века назад» я уже знакомил читателей этого журнала со статьёй, помещённой Александром Ивановичем на страницах его «Колокола», о непотребствах, творимых полицией Казани. Нынче продолжу. Тем более, что случай примечательный - как всегда это бывает в России, его сложно осмыслить, тяжело понять и почти невозможно принять.




Вид на Императорский Казанский университет сзади. Казань, конец 1860-ых годов. Фотография комиссионер-фотографа Императорского Казанского университета А.А. Рончевского. Взята тут.

Итак, слово - Тамиздату (разбивка на абзацы, пунктуация и орфография - мои) [«Колокол»: Газета А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. Вольная русская типография, 1857 - 1867. Лондон - Женева. Факсимильное издание. Выпуск второй: 1859, Лондон. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - с. 321]:

«КАЗАНСКИЕ РОЗГИ.

Нам пишут из Казани: “Желание огласить один возмутительный факт, недавно случившийся у нас, побуждает меня писать к Вам с просьбою дать место письму на страницах Вашего ‘Колокола’. Дело состоит вот в чём:

“Казанский губернатор с недавнего времени начал обращать внимание на возможное улучшение внешности своего города, находящегося в совершенном забросе, и между прочими своими распоряжениями отдал приказание полиции - наблюдать построже за чистотою тротуаров.

Однажды оказалось, что тротуар перед домом г. Толстого не имел надлежащей чистоты. Полиция заметила это и, возгоревшись тем ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ РВЕНИЕМ, которое, к несчастию, уже издавна порождает у нас только одне возмущающие душу несправедливости, входит в двор г. Толстого, требуя дворника. Но так как дворника не оказалось, то она схватила какого-то мальчика из дворовых г. Толстого и потащила его в полицию только потому, что тот имел несчастие первый попасться ей на глаза. В полиции полицеймейстер, не рассуждая много, спрашивает его: ‘Почему нечисты тротуары?’, на что тот отвечает, что чистить тротуары не его дело, и что он не знает, почему они нечисты. Этот простой и совершенно приличный делу ответ полицеймейстеру - не знаю, почему-то, - вздумалось сочесть за грубость, и он приказал дать несчастному и ни в чём не виноватому мальчику 300 ударов розгами, что и было исполнено.

Г. Толстой, узнав об этом диком поступке полицеймейстера, сей час же отправился с жалобою на него к губернатору. Губернатор, поставленный таким образом между г. Толстым и близким своим сподручником, считая, вероятно, что не стоит заводить дела из-за подобных пустяков, убедил полицмейстера просить извинения у Толстого и кончить дело келейно. Полицеймейстер послал к Толстому частного пристава просить ЗА СЕБЯ извинения, но тот заметил этому посланному извиняться по приказанию начальства: ‘Зачем Вам просить извинения у меня? Меня не секли, а пусть лучше полицеймейстер извинится перед самим неправо наказанным мальчиком, да при всей дворне, и даст отцу его 200 руб. сер., тогда дело будет лучше, в противном случае я буду жаловаться в Сенат’.

Не знаю, согласится ли полицеймейстер на предложение Толстого или заблагорассудит перенести дело в Сенат: во всяком случае всё это не помешает быть факту менее отвратительным и менее достойным оглашения”».

Итого - что мы имеем?

Во-первых, в лучших российских традициях губернатор полагает, что любую проблему можно решить только и исключительно запретительными и карательными мерами, что уже само по себе - приговор ему, как управленцу. Губернатору невдомёк, что чисто не там, где не мусорят, а там, где убирают. Как же это знакомо!

Во-вторых, полицейские - опять же: в лучших российских традициях - оказываются теми ещё дубами, кои за здорово живёшь готовы давать в морду, но патологически не способны к самостоятельному принятию решений. Вместо того, чтобы разобраться с проблемой на месте, они тащат пацана в управу - и то верно: у начальства голова большая, пущай оно и решает, кто - верблюд, а кто - лошадь Пржевальского. И снова - как же это знакомо!

Далее - в-третьих: полицеймейстер оказывается ничуть не лучше своих подчинённых. Собственно, а чему тут удивляться? Его же не с Марса в Казань прислали: он плоть от плоти своих подчинённых! И потому вместо того, чтобы дать им по шапке и отправить мальчугана восвояси, учиняет тому допрос и жутко возмущается, что тот не падает ниц перед белым сахибом, а смеет тому возражать. Не иначе полицеймейстер из военных - такой же дуболом. И опять - как же это знакомо!

В-четвёртых, чем дать мальцу леща - мы же с вами понимаем, что без рукоприкладства на этой части суши ещё долго нельзя будет обойтись, - и отпустить с Богом, полицеймейстер приказывает дать ребёнку плетей. И хорошо так дать - 300 (прописью: триста) плетей! Интересно, он сам-то понимает, что мальчик может после такого внушения просто-напросто помереть? Хотя - о чём это я: кому интересна судьба дворового мальчишки? Уже традиционно: как же это знакомо!

В-пятых, столкнувшись с норовистым барином, внезапно вставшим на защиту своего имущества, полицеймейстер, исключительно для спасения своей карьеры (да и то после уговоров губернатора!), решает извиниться… перед барином. Ну, ладно. Допустим, ему вера не позволяет принести извинения дворовому мальчику, но почему бы извинения г-ну Толстому (причём явно ведь графу Толстому, т.е. даже не рядовому дворянину, но титулованному аристократу!) не принести лично? Ах, да! Я запамятовал, что полицеймейстер - дуб дубом: он, видимо, привык только зуботычины раздавать подчинённым и принимать от вышестоящего начальства, а битые люди понятия не имеют о чести. Потому и не понимает, что извинение, переданное графу Толстому через подчинённого (ну, кто таков этот пристав, право дело?!), - это уже не извинение, а оскорбление.

И ещё - просто интересно: полицеймейстер действительно полагал, что исполосовав спину ребёнка и де-факто поставив его на грань между жизнью и смертью, потом можно прийти к нему, пролепетать, потупив глаза, «Простите» и на этом вопрос будет исчерпан?..

19 век, 1860ые, Александр Герцен, история, «Колокол», А. Рончевский, нравы, старые газеты, Новейшая история, 1850ые, Тамиздат полтора века назад, Российская империя, исторические фотографии, лонгриды

Previous post Next post
Up