А давайте-ка поговорим о фэнтези, что ли. Точнее - о фэнтези и о законах истории реального мира. Оговорюсь сразу: моё знакомство с жанром на 99% связано с просмотром экранизаций произведений и лишь 1% (или около того) - с собственно литературной первоосновой фильмов и сериалов. Поэтому, если что не так, звыняйтэ, дядьку!
Ну, так вот, - о
(
Read more... )
есть же Индия, или как они сами себя требуют называть Бхарата, там все эти проблемы решены:
1) Территория огромная, но фрагментированная, даже Заморье есть в Камбодже и на Суматре
2)Технологии не развиваются ибо незачем, жизнь идёт по кругу, а интеллектуальное любопытство удовлетворяется метафизическими спекуляциями, мифотворчеством и поэтическим творчеством.
3) Культы: при наличии общей основы в индуизме масса культов отстоящих друг от друга дальше чем Ислам от Квакеров.
Так что при желании концы связать можно и логически непротиворечивый Мир построить, но дело это трудоёмкое и для настоящего фрика, каким и был профессор филологии. Собственно и к Мартину придирки по большей части напоминают копания в куче хлама на чердаке, то кривое, а это погнутое, а на самом деле его творчество показывает только одно, для создания полноценного Мира одной жизни писателя может оказаться мало. Это если к делу подходить ответственно, а не латать дыры в сюжете драконами и пассами Мерлинов.
Reply
Ну я как-то попробовал пойти именно по этому пути. Взять историю Индии в период британского завоевания за основу для фэнтезийного мира. Начал копать и накопал там таких персонажей, которых в сказке не описать, скажут неправдоподобно. А они были. И что самое прикольное- были практически одновременно.
В общем ежели кто понимает как работаюет пространство, историческое время и, особенно, технологии, пытаться писать фэнтези станоивится неинтересно Альтернативную историю куда как прикольнее.
Reply
Я больше скажу, реальная История куда интересней любой альтернативки, та же история Индии упомянутая. Аскеты-госаины посвятившие себя изучению воинских искусств, кочующие вооруженными бандами по всему Индостану круглый год в соответствии с религиозным календарём, собирающие земельные налоги для заминдаров за долю малую, при этом торговцы драгоценными камнями. Этого никакой Фармер со своей Рекой не выдумает))
Reply
А вот писать исторические романы по реальной истории - это отдельное умение - четвертое, по отношению к трем перичисленным в моих комментариях.
Альтернативку-то прооще.
Reply
Да уж, вписываться в исторический контекст без натяжек и с пониманием реальных процессов и персонажей, при этом находя место для своих героев в плотной социальной структуре описываемого общества тот ещё интеллектуальный слалом
Reply
Историческая романистика - это каторжный труд, занятие не для слабых духом и не для заколачивания денег. Энциклопедические знания, недюжинный талант и чудовищная работоспособность - слагаемые успеха на этом поприще. ИМХО, конечно.
Reply
У меня в своё время была мысль написать фэнтезийный роман, но идея заглохла ещё на подготовительной стадии, поскольку я не смог дать самому себе внятный ответ на простой вопрос - зачем? Вот, скажем, зачем писать альтернативку я ещё так-сяк смогу объяснить, но и это уже будет на грани. В полном единении с собственной совестью я нахожусь лишь при необходимости написать исторический роман, ибо - 1) да, никакая изощрённая человеческая фантазия не додумается до того коленца, кое может выкинуть История, и 2) исторический роман - это рефлексия в довольно мягких (в отличие от монографии) рамках.
Reply
Reply
Да я не спорю, вопрос - в другом: для меня реальная проблема - найти мотивацию, правильно ответить на вопрос "зачем?", т.е. это графомания или какой-то прок будет. Вот в исторической романистике я смысл для себя вижу (почему - указал выше), а уже в альтернативной истории или криптоистории - почти нет.
Reply
Одна моя хорошая знакомая, филолог по образованию и редактор по професии, сформулировала это так "Фэнтези - это научная фантастика из области гуманитарных наук".
Как и любая фантастика, это способ поставить героев в необычные обстоятельства. Поскольку у автора фэнтези свободы в выборе обстоятельств больше и чем у автора альтернативной истории, и автора исторического романа, такой "контролируемый эксперимент" может быть интересен.
Reply
Возможно и так, но для проведения такого контролируемого эксперимента требуется слишком серьёзная подготовка экспериментатора - прежде всего, для качественной прорисовки вымышленного мира, который должен отличаться внутренней логикой и непротиворечивостью.
По поводу формулировки жанра. Я бы сказал, что фэнтези - это антипод научной фантастики: если фантастика - это смелая мечта о будущем, то фэнтези - своего рода эскапизм, причём не просто попытка убежать от текущей действительности, но и от образа [светлого] будущего. В какой-то степени расцвет жанра фэнтези - свидетельство сперва застоя, а после - деградации человеческого социума.
Reply
Это - достаточно распространенная точка зрения. Но если мы посмотрим на научную фантастку повнимательее, взяв такую ее классику, как скажем "Foundation" Азимова, или "Звездных королей" Гамильтнона, мы не увидим там образа будущего. Мы увидим перенесенные на просторы галлактики межгосударственные и внутригосударственные противоречия, характерные для нашей и предшествующих эпох. Например в томе "Foundation and Empire" явно прослеживаются параллели между Транторианской Империей и поздней Византией, а Бел Риоз - явно калька с Велизария.
Reply
1. И она, что, существовала в едином виде? Не как культурно историческая общность целого конгломерата княжеств, а как империя? Полагаю, ответ будет отрицательным.
2. Даже на Индостане всё менялось, в том числе и в силу внешней угрозы. Вот пришёл Бабур - и появилась пороховая империя Великих Моголов.
3. Даже в Индии при всём многообразии культов мы имеем (имели) конфликт: при том, что в наличие - индуизм, буддизм и ещё вагон и маленькая тележка всякого разного, под боком была монотеистическая религия авраамического толка с перманентной потребностью в расширении.
Reply
Например, индийцы научились делать хорошую сталь «вутц» благодаря тому, что им повезло столкнуться с природно легированной титаном и ещё чем-то рудой и благодаря тому, что они методом проб и ошибок нашли верный режим термообработки.
Так они и варили сталь в маленьких тиглях, с добавлением пальмовых листьев одного вида одного размера (потом, много лет спустя обнаружили, что волокна этого вида пальм образуют при правильной термообработке основу для углеродных нанотрубок в стали ;)
Потом рудные месторождения истощились, пальмы кончились, мастера вымерли или переехали куда-то ещё - и «вутц» закончился.
Есть современные стали похожего устройства, сделанные отчасти «по мотивам» теми, кто хотел повторить индийский «вутц».
Reply
Leave a comment