ОСОБЕННОСТИ БЫТИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КЛИРА

Dec 21, 2023 09:03

В записках арабского путешественника раннемодерной эпохи Булоса ибн Макариуса аз-Заима ал-Халеби (بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي), более известного широкой публике под именем Павла Алеппского, есть замечательное место, описывающее нравы современного автору православного духовенства христианского Востока.

Итак, патриарх Антиохийский Макариос III (Μακάριος) приезжает со свитой в 1654 году в Московию. Первый крупный русский город у него на пути - Путивль. Там их встречают по-царски. Там они впервые знакомятся с обычаями этой далёкой и такой непохожей страны. Непохожей во всём: от гастрономических предпочтений до того, что, казалось бы, должно быть единым на просторах всего православного мира - церковных обычаев. И вот, оказавшись в Путивле, отмаявшись на первых же заутренях и вечернях, что пишет относительно царящих в Московии порядках автор в книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским»:




«Московская улица XVII века в праздничный день». Картина кисти художника Андрея Петровича Рябушкина, 1895 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«… Что касается нас, то, как нам советовали, учили и предостерегали нас друзья, которые уже бывали в этой стране и знали, каков нрав у жителей, мы волей-неволей к ним приноравливались и что они делали, тому подражали и мы. Сведущие люди нам говорили, что, если кто желает сократить свою жизнь на пятнадцать лет, пусть едет в страну московитов и живёт среди них, как подвижник, являя постоянное воздержание и пощение, занимаясь чтением (молитв) и вставая в полночь. Он должен упразднить шутки, смех и развязность [и отказаться от употребления опиума], ибо московиты ставят надсмотрщиков при архиереях и при монастырях и подсматривают за всеми, сюда приезжающими, нощно и денно, сквозь дверные щели, наблюдая, упражняются ли они непрестанно в смирении, молчании, после и молитве, или же пьянствуют, забавляются игрой, шутят, насмехаются или бранятся…».

Как в подобных случаях говорил Киса Воробьянинов, однако! Православный архиерей или монах, курящий опиум, - «… эта штука посильнее, чем “Фауст” Гёте!». Если в Европах христианский клир всё больше предпочитал заливать за воротник, то в Алеппо сказалась, вероятно, мусульманская традиция - и местное духовенство (в общем-то, этнические арабы, сирийцы и прочая братия), не брезгуя винцом, любило для расслабления и расширения религиозного сознания, время от времени, забить косячок.

Новое время, церковь, Антиохийская православная церковь, христианство, живопись, история, записки путешественников, опиум, наркотики, интересные факты, религия, Московское царство, 17 век, нравы, православие, Андрей Рябушкин, Павел Алеппский

Previous post Next post
Up