КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬ КРУГОСВЕТКУ

Nov 09, 2023 09:03

Справедливости ради следует заметить, что не всегда в Российской империи к решению важных вопросов подходили так безалаберно и безответственно, как в помянутой давеча первой русской антарктической экспедиции 1819 - 1821 годов. Примером того, как надо действовать в подобных случаях, служит подготовка кругосветной экспедиции капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского.

Её обычно называют первой несостоявшейся российской кругосветкой, но это не совсем так. Доподлинно известны проекты экспедиций к дальневосточным (а впоследствии и американским) владениям Российской империи, кои подали на рассмотрение в Сенат в октябре 1732 года адмиралы Иван Михайлович Головин и Томас Сандерс (Thomas Sanders), проект 1764 года, исполнению которого помешала российско-османская война 1768 - 1774 годов, план вице-президента Адмиралтейств-коллегии генерала графа Ивана Григорьевича Чернышёва 1781 года и, наконец, проект лейтенанта Джозефа Биллигса (Joseph Billings) или, на русский манер, Осипа Осиповича Биллингса, составленный в 1786 году.

В итоге, именно 22.12.1786 года императрица Екатерина II подписала указ об отправке той самой кругосветки под командованием Муловского [Цит. по очерку «Несбывшаяся мечта капитана Муловскогo»]:

«… По случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые, повелеваем нашей Адмиралтейской коллегии отправить из Балтийского моря два судна, вооруженныя по примеру употреблённых капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий, и две вооруженные же шлюбки морские или другия суда, по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондский пролив и, оставя Японию в левой стороне, итти на Камчатку».

Обратите внимание: это решение было принято царицей не вообще, а прозвучало как реакция на действия Британии. Иными словами, так же, как и в случае с отправкой экспедиций на поиски Антарктиды и Северо-Западного прохода (а там Александр I тоже стремился опередить англичан, кои, по слухам, затевали аналогичные экспедиции), надо было спешить. Но как же разнится подход во времена царственной бабушки и её царственного внука!




Карта Российской империи (без американских владений), отпечатанная в Лондоне для гравёра и торговца картами Дж. Кэри (J. Cary) 01.08.1799 года.

Об организации плавания Ф.Ф. Беллинсгаузена мы уже говорили. Теперь же давайте посмотрим, как обстояло дело у его предшественника.

Первое - глава экспедиции [Здесь и далее приводятся цитаты из очерка «Муловский и его экспедиция»]: «После обсуждения различных кандидатур начальником экспедиции был назначен 29-летний капитан 1-го ранга Григорий Иванович Муловский, родственник вице-президента Адмиралтейств-коллегии И.Г. Чернышёва. После окончания Морского кадетского корпуса в 1774 г. он двенадцать лет служил на различных кораблях в Средиземном, Чёрном и Балтийском морях, командовал на Балтике фрегатами “Николай” и “Мария”, а затем придворным катером, ходившим между Петергофом и Красной Горкой. Он знал французский, немецкий, английский и итальянский языки. После похода с эскадрой Сухотина в Ливорно Муловский получил в командование корабль “Давид Сасунский” в эскадре Чичагова в Средиземном море, а по завершении кампании был назначен командиром “Иоанна Богослова” в эскадре Круза на Балтике».

Кто-то скривит губы: дескать, родственничек! Ну да, родственник и потому протеже графа Чернышёва. Но вы на его послужной список поглядите: это же не придворный хлыщ и не паркетный адмирал - натуральный морской волк, который обошёл под парусом все моря, омывающие Европу!

Второе - суда: «В эскадру Г.И. Муловского были включены пять судов: “Холмогор” (“Колмагор”) водоизмещением в 600 т, “Соловки” - 530 т, “Сокол” и “Турухан” (“Турухтан”) - по 450 т, и транспортное судно “Смелый”. Корабли Кука были значительно меньше: “Резолюшн” - 446 т и 112 человек экипажа и “Дискавери” - 350 т и 70 человек. Экипаж флагманского судна “Холмогор” под командованием самого Муловского насчитывал 169 человек, “Соловков” под командой капитана 2-го ранга Алексея Михайловича Киреевского - 154 человека, “Сокола” и “Турухана” под командой капитан-лейтенантов Ефима (Иоакима) Карловича фон Сиверса и Дмитрия Сергеевича Трубецкого - по 111 человек.

Офицерам (их было около сорока) Адмиралтейств-коллегия обещала внеочередное производство в следующий чин и двойное жалование на время плавания. Екатерина II лично определила порядок награждения капитана Муловского: “когда пройдет он Канарские острова, да объявит себе чин бригадира; достигши мыса Доброй Надежды, возложить ему на себя орден Св. Владимира 3-го класса; когда дойдёт до Японии, то и получит уже чин генерал-майора”.

На флагманском судне был оборудован лазарет на сорок коек с учёным лекарем, на другие суда определены подлекари. Также был назначен священник с причтом на флагман и иеромонахи на другие корабли».

Третье - оснащение экспедиции: «Экспедиция готовилась очень тщательно. Через месяц после указа, 17 апреля, были собраны экипажи судов, все офицеры переселились в Кронштадт. Корабли были подняты на стапели, работа на них кипела дотемна. На суда доставлялись продукты: капуста, по 200 пудов на каждое солёного щавеля, по 20 - сушёного хрена, по 25 - лука и чеснока. Из Архангельска было доставлено по особому заказу 600 пудов морошки, заготовлено 30 бочек сахарной патоки, более 1.000 вёдер сбитня, 888 вёдер сдвоенного пива и т.д. Мясо, масло, уксус, сыр решено было закупить в Англии. Кроме двойной мундирной амуниции, нижним чинам и служителям полагались по двенадцать рубах и по десять пар чулок (восемь шерстяных и две нитяных)».

И, наконец, самое интересное: «Четвёртого октября 1787 г. суда экспедиции Муловского в полной готовности к отплытию вытянулись на кронштадском рейде. Русским министром-послом в Англии уже были заказаны лоцманы, дожидавшиеся эскадру в Копенгагене для проводки её в Портсмут».

Итого - имеем экспедицию, которая при всей важности оперативности её осуществления готовилась более девять месяцев (с 22.12.1786 года по 03.10.1787 года)! 36 недель, если так будет понятнее, а не 2 недели - как плавание Беллинсгаузена, кораблям коего, напомню, предстояло продираться сквозь ледяные торосы!! Почему так долго? Потому что люди понимали, что от того, как хорошо они подготовятся к решению задачи, зависит не только то, решат они её или нет, а то, вернутся ли они живыми домой…

18 век, Новое время, карты, Григорий Муловский, история, Российская империя, кругосветные путешествия

Previous post Next post
Up