Самый известный вебинар Александра Гриценко, его просмотрело более 30000 человек!

Jun 15, 2020 01:39

image Click to view



Как стать известным писателем? Как создать личный бренд? Маркетинговая упаковка ваших книг.
Секреты писательской кухни. Как опубликоваться в периодике? Для чего нужны союзы писателей?
И многое другое. Огромное количество желающих, поэтому будьте внимательны и не занимайте место, если вы уже были на этом вебинаре.
Спасибо!

О спикере: Александр Гриценко - русский писатель, драматург, прозаик, журналист, литературный продюсер, театральный режиссёр. Председатель правления Интернационального Союза писателей, вице-президент Великобританского Союза писателей АПИА, первый заместитель главного редактора журнала «Российский колокол», действительный член и секретарь Правления Российского отделения Международной Академии наук и искусств, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Известен как талантливый писатель и не менее талантливый продюсер, который умеет продвигать новых авторов с «нуля». Написал около 800 статей о современной литературе, которые напечатаны в периодике («Российская газета», «Независимая газета - НГ Экслибрис», «Литературная газета», «Литературная Россия», журнал «Российский колокол» и др.). Автор диссертации о концептуальной метафоре в русскоязычной и англоязычной прессе (кафедра общего языкознания Российского университета дружбы народов). Пьесы, рассказы и повести публиковались в престижных издательствах и, как правило, все получили литературные премии: общенациональная премия «Дебют» (Москва), «Хрустальная роза Виктора Розова» (Москва), «РосКон» (Москва), «Герой фэндома» (Ялта), «Аэлита - «Рыцарь фантастики» (Екатеринбург) и др. Ученики и просто те, кем занимался Александр Гриценко, сейчас составляют элиту российской литературы (Саша Кругосветов, Валерий Печейкин, Полина Клюкина и др.).

Руководители ИСП:

1. «Литературные курсы им. А.П. Чехова и А.А. Ахматовой руководитель проекта «Литературные курсы» Дмитрий Егоров (телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.144), piarpressa@ros-kolokol.ru;

2. Создание личного бренда, продвижение книг, издание в журнале или альманахе-приложении Московской городской организации Союза писателей России «Российский колокол», написание рецензий на книги от известных критиков и писателей, написание интервью, размещение рецензий и интервью в газетах, на радио и ТВ, создание буктрейлеров: первый заместитель председателя правления ИСП Галина Березина (телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.999), reklama@inwriter.ru;

3. Продвижение на литературные премии, организация рекомендаций в Союз писателей России, издание книг: руководитель специальных проектов в рамках литературных премий Елена Наливина (телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.105), books@inwriter.ru;

4. Участие в фестивалях, издание книг: руководитель направлений специальных премий и фестивалей Магдлена Тихомирова (телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.106), spravka@inwriter.ru;

5. Вступление в Интернациональный Союз писателей: ответственный секретарь правления и приемной комиссии Лия Бобровская (телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.101), sekretariat@inwriter.ru, а так же запись аудиокниг;

6. Издание книг на иностранных языках в Европе, Азии, Австралии и США и SMM-продвижение, издание в России реалистической прозы, литературы постмодернизма и поэзии: руководитель направления развития иностранных литературных проектов и направления продвижения имени писателя в социальных сетях Интернет Оксана Ковалевская телефон 8 (499) 430-00-89 (доб.103), moskva@inwriter.ru.

7. Авторы с крупными бюджетами на рекламу и продвижение в СМИ, конкурсах премий info@inwriter.ru, 8 903 22-88-903, Александр Гриценко.

8. Издание книг фантастики, фэнтези, детской литературы: координатор издательства Кристина Бикташева 8 (499) 430-00-89 (доб.102), vippr@inwriter.ru

Полезные ссылки:

Александр Гриценко.

Фейсбук: личная страница: https://www.facebook.com/scotom

И страница писателя: https://www.facebook.com/inwriter/

В конакте: https://vk.com/alexsandrgritsenko

Одноклассники: https://ok.ru/profile/299921446

Инстаграмм: https://www.instagram.com/gritsenko_w...

Интернациональный Союз писателей:
официальная страница, там можно подать документы в приемную комиссию: http://inwriter.ru

Фейсбук группа (можно публиковать свои тексты): https://www.facebook.com/groups/soyuz...

Страница в фейсбук ИСП: https://www.facebook.com/inwriter.ru/

Сообщество ИСП "В контакте" (можно публиковать свои тексты, проводятся регулярные конкурсы, выпускаются бесплатные сборники членов сообщества): https://vk.com/inwriter

Инстаграм ИСП: https://www.instagram.com/inwriter.ru...

Литературные курсы (сайт, там можно подать заявку на курсы): https://literaturnye-kursy.ru

Журнал и альманах "Российский колокол", там можно подать материал для публикации: http://ros-kolokol.ru

Запись вебинара, расшифровка:

«Этот вебинар мы посвятим главному делу писателя, и это не написать текст, а сделать так, чтобы написанный текст стал востребованным читателями, а также чтобы его приняли в узком завистливом кругу коллег. Это очень важно и даже важнее, чем написать хороший текст, потому что хороший текст пишут многие, но все труды писателя идут прахом: слишком многие пишут, книжные магазины завалены новинками.

А еще есть разные сайты, где выкладывают тексты писатели-любители, и если они имеют продюсерскую жилку, то неважно, какого качества текст, они все равно находят почитателей. Часто бывает так, что вторичные тексты занимают на порталах топовые позиции, потому что сам автор заботится о продвижении своего текста.

Конкуренция большая! Я вас не буду учить, как попасть в топ сайтов, на которых выкладывают тексты непрофессионалы. Я вас научу, как создать карьеру в большой литературе или в литературе коммерческой.

Давайте сразу определимся, чем отличается большая литература от коммерческой и всего остального. Это важно для того, чтобы автор понимал, что пишет и куда ему лучше двигаться.

Большая литература: поэзия, реалистическая проза, проза постмодернизма, интеллектуальная литература, драматургия, эссеистика. Чтобы сделать себе имя в этом направлении, нужно в первую очередь получить признание влиятельных коллег, литературных критиков, быть отмеченными литературными премиями. Монетизацию автор, как правило, получает не с продажи книг, гонорары небольшие, если вообще есть, автор большой литературы получает деньги как эксперт: за участие в жюри литературных премий, за статьи и предисловия к книгам, за выступления на конференциях, за преподавание литературного мастерства. Вот к такой востребованности нужно стремиться авторам так называемой серьезной литературы.

Коммерческая литература: фантастика, фэнтези, детектив, детская литература. У этих четких направлений есть еще и поднаправления, например, романтическое фэнтези, где авторы - в основном женщины или литРПГ и т. д. Здесь тоже не обойтись на первом этапе без признания коллег по цеху, далее идет работа с читателями. Некоторые считают, что если издательство «Эксмо», «АСТ» взяло вашу книгу, то на этом работа автора закончилась. Это не так. Девяносто процентов книг новых авторов не продаются или продаются с экономически нецелесообразными показателями, а это означает профессиональную смерть для автора, с ним уже никто в дальнейшем работать не будет. Получить «волчий билет» легче легкого. Поэтому после выхода книги автор должен заняться ее продвижением, издатель сам этим, увы, заниматься не будет. Так построен этот бизнес: спасение утопающего - дело рук самого утопающего.

И в случае большой литературы, и в случае коммерческой литературы автор должен создать себе имя, личный бренд. Сами посудите: прилавки завалены книгами, а современный человек на чтение имеет очень мало времени, он занят работой, семьей, компьютерными играми, сериалами… Зачем ему читать неизвестного Ивана Ивановича?

Многие авторы совершают главную стратегическую ошибку. Многие рассуждают так: «Напишу что-то талантливое, и все само собой сложится». То есть автор рассчитывает на текст, который сам вынесет автора к славе.

В современном мире так не бывает. Могу больше сказать: известный писатель никогда не раскрывал своего истинного пути к успеху. А он у всех был непрямой и тернистый и в XIX веке, и в XX веке, а тем более в XXI, когда нужно конкурировать с сериалами и компьютерными играми.

Насчет признания после смерти - это тоже такая дурная байка для детей. Если автор не признан при жизни, то после смерти он тем более никому не будет нужен. Есть исключения из правил, например, Франц Кафка, который при жизни мало печатался, никому не был известен, а после смерти стал классиком литературы модерна. Но тут нет никакого чуда. После смерти всю работу за него проделал друг, душеприказчик и издатель Макс Брод, который потом долгое время получал с этого проекта деньги.

То есть, чтобы вам стать известными после смерти, нужно, чтобы кто-то влюбился в ваше творчество или увидел выгоду и проделал ту работу, которую должен был проделать сам автор. Популярным стать сложно, но это возможно.

Сам по себе текст или даже изданная книга - это не товар, это куча бумаги. Пока вы не заслужили доверия читателя и одобрения коллег, пока у вас нет своей легенды, своего имени, личного бренда, ваши книги - это просто баловство.

Ожидания читателя большой литературы и коммерческой литературы разные. Читатель большой литературы хочет видеть умные тексты, хочет духовно обогащаться; читатель коммерческой литературы хочет прежде всего развлекаться.

Это важно понимать при создании и продвижении текста, а прежде всего - при создании вашего медиа-образа, вашего имени.

Какие еще характерные ошибки автора бывают? Нет личного сайта в Интернете. Поймите: я сейчас хочу главные ошибки подчеркнуть, а потом мы будем обсуждать систему.

Нет личного сайта - это как нет дома. Все, что у вас выходит в периодике, все ваши книги, ваши интервью, мнение критиков о вашем творчестве, - все это должно собираться на вашем сайте. Если рецензия на вашу книгу вышла в газете - это не ваш дом. Сайты газет переделывают раз в семь-десять лет, и огромное количество текстов исчезает. Была на вашу книгу рецензия, а теперь ее нет в Интернете. А значит, эта рецензия больше на ваше имя не работает. Вы должны все фиксировать на вашем сайте.

В этом же направлении бывает такая ошибка: «Мне рано заводить сайт, я только написал один рассказ». В идеале сайт у вас должен появиться, когда вы только задумали написать первый рассказ. Раскрутка имени должна начаться, еще когда вы только начинающий автор. Вы только решили написать рассказ, завели сайт и знакомитесь с потенциальной аудиторией. Позже я расскажу, как это делать.

Некоторым авторам я вообще говорю: вы мешаете мне тем, что пишете. Если откровенно говорить, то раскрутка писателя и его творчество - часто это разные проекты.

Читал кто-нибудь из вас книгу Юрия Полякова «Козленок в молоке»? Когда известный литератор раскрутил на спор пэтэушника, который не написал ни слова? Почитайте. Книга написана в жанре юмористического реализма, но именно реализма. И такое положение вещей возможно. Мы, конечно, так далеко не заходим, но должны понимать, что писатель в современном мире - это общественный деятель, и его слава выходит за рамки качества его литературных трудов.

Некоторых авторов почти никто не читает, у них небольшие тиражи, но их знают все. По этическим причинам я не буду называть фамилии. Вы можете сами проанализировать.

Но поэтому творчество - это творчество, раскрутка имени идет отдельно. Не привязывайте разные вещи друг к другу.

Итак, как должен строиться целенаправленный карьерный путь писателя. Допустим, вы вообще еще ничего не написали, только посты в «Фейсбуке» или во «ВКонтакте». Но собираетесь написать. Или вы уже что-то написали, но немного. Или написали много, но пока не уверены в своем мастерстве.

1. В любом случае нужно создавать сайт и страницу в «Фейсбуке» или во «ВКонтакте». Нужно вести и «Инстаграм». Вы должны строить «авторскую платформу» - так называют потенциальных читателей наши американские коллеги. То есть вы должны прежде всего думать о тех, кто вас будет в будущем читать. Как привлечь читателей - это тема отдельной лекции. Но вы просто должны понимать, что сайт и страницы в соцсетях - это начало пути. Издатели любят, когда у писателя есть потенциальные читатели, тогда можно сделать предзаказ и, по крайней мере, не уйти в минус. В США, кстати, издатель вообще не работает с новым автором, если у него нет «авторской платформы» и он не умеет сам себя раскручивать через Интернет. В России большие фан-группы в соцсетях и посещаемый внятный сайт делают вашу кандидатуру для издателя привлекательной. Не качество текста, а потенциальный читатель делает вас привлекательным для издателя, потому что мы живем во времена рыночной экономики, а не в золотой век элитарных мыслителей и ценителей искусства. Издатель хочет прибыли. И вот еще важный момент: не нужно делать сайт на коленке или из конструктора. Если ваш сайт кривой и выглядит как дешевка, к вам никакого доверия не будет. А завлечь читателя, если у вас еще нет толком текстов, - это целое искусство. Да и если есть тексты - это тоже очень сложно. Мы помогаем это делать, вот на слайде телефон ответственного сотрудника за создание сайтов. Просто оцените, что можем мы и что вам предложат вообще. Дело в том, что сайт нужно сделать под вас. То есть он должен отображать вашу авторскую индивидуальность и индивидуальность ваших текстов. И вот это мы делаем. Это стоит немного дороже, но сайт у вас будет именно такой, какой нужен писателю, именно вам - конкретному писателю. Вы должны понимать, что конторы, которые делают сайты для продаж пластиковых окон, вам не подходят. Литература - это узкая специфика, и делать сайт должны профессионалы именно в этом направлении. Контакты ответственных лиц за проекты, которые я здесь озвучу, вам придут письмом еще, и в этом письме будет ссылка на видео (оно будет только для участников вебинара), в описании к видео тоже будут контакты.

2. Если вы почти ничего не написали или сомневаетесь в своем профессионализме, то вам нужно пойти поучиться на литературные курсы. Я вам скажу больше: если вы уверены, что пишете профессионально, то вам все равно нужно пойти на литературные курсы, чтобы завязать связи в профессиональных кругах. Тут я вам рекомендую курсы Интернационального Союза писателей. Они существуют одиннадцатый год, выпущено двадцать потоков писателей. Многие из них реализовались в литературе, и некоторые, как, например, Виктория Балашова, автор исторических романов издательства «Вече» и романов нон-фикшн издательства «Молодая гвардия», серии «Жизнь замечательных людей», сами преподают литературное мастерство. Курсы уникальны. Во-первых, если не считать Литинститута и ВЛК, это самые старые курсы. Одиннадцать лет назад никаких курсов не было. Сейчас все предлагают свои услуги, но, как правило, это бессистемные литературные рекомендации. Самое главное - что за полгода вы под руководством опытного педагога пишете роман. Не факт, что вы успеете его написать, но вам за время курсов дадут полный инструментарий, и вы его допишете после окончания курсов. Мы этот роман в дальнейшем предложим крупным издательствам: «Эксмо», «АСТ» и т. д. Более того, на семинары будут приходить редакторы и литературные агенты, крупные писатели - вы сможете завязать профессиональные связи. Тут все очень просто: если вы сантехник, то должны дружить с другими сантехниками, с людьми, которые торгуют нужным инструментом - расходниками, например. И тогда вы будете успешны в своем деле. Если вы писатель, то должны дружить с писателями, агентами, редакторами - это ваша среда обитания. Курсы имени Чехова при Интернациональном Союзе писателей помогают людям понять профессию, понять конъюнктуру, учат разбираться, что писать актуально, а что издателю, даже если вы гениальное сочините, не нужно от слова «совсем». Это очень важные навыки. Таким образом, из ясноглазого идеалиста и мечтателя вы превращаетесь в профессионала. Вот тут ссылка на сайт курсов. И там можно подать заявку. Курсы есть очные, заочные, в виде вебинаров. Самое главное - что на курсах вы найдете себе агента. Эта встреча может быть судьбоносной. И неважно, какая форма обучения у вас будет. Во время курсов у вас будет много возможностей опубликоваться в периодике. Как правило, выходит минимум один сборник рассказов всех слушателей потока. Курсы направлены не только на обучение литературному мастерству, но и на интеграцию автора в профессию. Есть такое понятие «попал в профессию», часто это игра в лотерею, мы это делаем осознанно. В лотереи мы не играем.

3. Вас обязательно должны принять в творческий союз. Этого нужно добиться. Подробную лекцию о творческих союзах я прочитаю в другой раз, но сейчас скажу, что есть Интернациональный Союз писателей - это прогрессивный Союз, он выдает Международный паспорт писателя, иными словами, Международную пресс-карту, которая ценится по всему миру, с ней можно аккредитоваться на мероприятия, в некоторые музеи можно ходить бесплатно, например, в Лувр. Союз проводит массу международных фестивалей. И есть Союз писателей России. Организация умирающая, но статус члена СПР очень престижен в российской глубинке, в русской провинции. В Европе, естественно, член Союза писателей России - никто. Лучше быть в двух союзах. Первый нужен для реального продвижения и для международного статуса, второй - для подтверждения статуса в вашем городе. Какую стратегическую ошибку совершают авторы?

Некоторые говорят: «Союзы вообще никому не нужны. Пушкин вот в союзе не был». Во-первых, Пушкин в союзах был. Литературный фонд существует с начала девятнадцатого века. Кроме того, были объединения писателей, группы, кружки при журналах. Вообще единомышленникам свойственно объединяться. Хотя бы для общения. А потом нужно понимать, что вместе и батьку бить легче. Все, что касается творчества, - это интимно. Автор закрывается где-то и пишет. Но все, что касается продвижения, - тут нужен союз. Например, ИСП возглавляют известные писатели и продюсеры, в президентском совете и правлении тоже известные писатели и агенты. Председатель общественного совета - депутат Государственной думы. Президент организации - американский писатель Майкл Суэнвик, лауреат премии Хьюго, автор известных во всем мире романов и рассказов. Ссылка на его биографию у вас на экране. Александр Гриценко, то есть я, - драматург, прозаик, известный продюсер. Ссылка на «Википедию» у вас на экране. И вот еще ссылка на раздел сайта ИСП «О нас», тут можно подробно узнать об организации, посмотреть руководящий состав и подать документы в приемную комиссию, хоть сейчас. Какой плюс: если многие союзы принимают только авторов двух-трех книг и сразу - в полноправные члены союза, то у ИСП прием трехступенчатый. И неважно, сколько у вас книг. Первая ступень: кандидат. Принимают по текстам. Причем объем может быть небольшим. Кандидат ИСП - это член организации с неполными правами. Но он имеет право голоса, он получает международную пресс-карту, международный сертификат, он имеет право на гранты от ИСП, его приглашают на все фестивали и конкурсы. То есть с ним работают в полную силу. И самое главное - имея международный паспорт писателя, вы можете называть себя писателем. В России так: чтобы называть себя писателем, нужно быть или известным, как Сергей Лукьяненко… Кстати, он в прошлом - президент ИСП, сейчас член президентского совета. Так вот, нужно быть либо известным, как Лукьяненко, либо быть членом Союза писателей. Это такая справка о таланте. Без нее вы - городской сумасшедший, а с ней - писатель. Кстати, не стесняйтесь называть себя писателем. Это тоже глупая ошибка новичков. Вы - писатель, даже если написали один рассказ. Если вы будете стесняться, то и отношение к вам будет соответствующее. В пиаре так: скажи на человека сто раз «свинья», на сто первый он захрюкает. То есть вы должны называться так, как хотите, чтобы к вам относились. Сначала у них будут сомнения, кто-то даже будет смеяться, дураков много, и именно для этого нужен писательский билет. Именно для этого нужно вступить в Интернациональный Союз писателей. Защита от дураков. Несмотря на то что в ИСП много программ по продвижению писателей, грантов, предложений, и это важно для вашей карьеры, я считаю, что первая причина вступить в Союз - это обеспечить себе спокойствие, чтобы вас восприняли как писателя. Ваше спокойствие - это важно, вы человек тонкий, иначе бы не писали, если вы в волнении, то это отражается на вашем творчестве. Когда вас мир начнет воспринимать как писателя, вы будете себя чувствовать превосходно, и это вам даст сил для творчества.

Так вот, первоначально скепсиса вам не избежать. Потом, когда вы покажете первые результаты, - а это, как правило, не столько хорошие книги, сколько получение литературных премий и положительные рецензии от известных авторов в прессе (как этого добиться, я позже расскажу), - с вами начнут бороться. Будут говорить: кто это такой? Что это за выскочка? Будут писать доносы вашим потенциальным издателям и партнерам. Готовьтесь, что сопротивление среды будет. А третий этап - вы победите. Для этого должно пройти время, к вашим победам должны привыкнуть. И тогда уже будут говорить: «Ну, он-то понятно, он давно, а вот это кто?». «А вот это кто?» будет относиться к новому писателю, который только входит в литературу. Таким образом, вы победите.

Вторая ступень в ИСП - это член организации, чтобы перейти на эту ступень, у вас должны быть год кандидатского стажа и две изданные где угодно, кроме «Ридеро», книги. Это почетное звание. Ничего для вас не изменится, кроме статуса. Но статус важен. И есть еще третья ступень, не для всех, Почетный член ИСП, тут дается медаль «Почетный работник культуры в области литературы» - это для особо отличившихся авторов, нужно получить престижные премии и активно заниматься жизнью организации. Это необязательно, но многие хотят. Подробные консультации о том, как вступить, как потом поменять статус, по телефону 8 (499) 430-00-89 (добавочный 101) и имейлу sekretariat@inwriter.ru - ответственный секретарь приемной комиссии ИСП Бобровская Лия Равильевна.

4. После того как вы прошли курсы или посчитали, несмотря на то, что я сказал, что они вам не нужны, обязательно вступили в Союз, у вас должна появиться книга. Первый путь - это бомбить классические издательства: «Эксмо», «АСТ» - чтобы они вами заинтересовались и издали вашу книгу. Не всем такое дано. И тут неважно, какого качества ваши тексты. В каждом издательстве есть проекты типа «Сталкера» в «АСТ», вот туда вас, осваивать чужие миры, пустят с большей вероятностью. Также, чтобы сложились отношения с издательством, нужно знать актуальные форматы, этому учат на литературных курсах имени Чехова. Или вы должны сами гуглить и анализировать, чем сейчас живут ведущие издатели. То есть если вы пишете «романтическое фэнтези», то у вас есть шансы попасть в «Эксмо», а вот если вы реалист или поэт, то вам нужно пытаться завязать отношения с «толстыми» литературными журналами: «Новый мир», «Знамя» - их много. Кстати, у ИСП есть свой литературный журнал, называется «Традиции и Авангард». Вот ссылка на сайт. Главный редактор - топовый писатель большой литературы Роман Сенчин. Вот ссылка на его биографию.

Журнал этот никогда не берет деньги за публикацию текстов и даже платит небольшой гонорар, что по сегодняшним временам феноменально. Но любой журнал имеет свой формат. И не факт, что вы вообще форматный писатель. Как работать с издателями, все это изучают на курсах Чехова. Если вас не берут издатели, то спасение утопающего - опять же, дело рук самого утопающего. Тут у вас выбор: либо забить на мечту, либо идти вперед, несмотря ни на что. Идти всегда лучше, многие сначала издавали книги за свой счет. Тут главное - какой резонанс будет иметь ваша книга. О том, как создать резонанс, - позже. Я, естественно, буду говорить про ИСП. Вступать нужно и за этим: у ИСП есть система полных и частичных грантов на издание книги. Полные гранты получить сложно, там очередь на пять лет вперед. А частичные дают всем кандидатам, членам ИСП. Большую часть покрывает частный грантодатель, меньшую - автор. Книга распространяется в магазинах. И автор получает 25 процентов от продаж печатной версии книги и 50 процентов от продаж электронной версии книги. Это солидные роялти, но продажи еще нужно сделать. Хотя бы сам факт, что ваша книга будет в магазинах. Особенно нам интересны интернет-магазины, потому что только они могут сделать продажи неизвестному автору с помощью рекламы, и они влияют на ваш имидж… Почему именно они? Потому что, когда друзья, поклонники, враги, загуглят ваше имя, выйдут ссылки на магазины, где продаются ваши книги, а это подтверждает статус того, что вы писатель. Это очень важно.

У ИСП разнообразные серии, организация номинирует на премии, инициирует рецензии. И это тоже важно, об этом - ниже. Очень важно, чтобы в вашей книге было предисловие от известного писателя, это сокращает ваш путь к читателю. Вы неизвестный, вас должны представить. Книга без предисловия обречена на низкие продажи. Предисловие пишется перед основным произведением, яркие цитаты из него выносятся на заднюю обложку. Берет читатель в руки такую книгу, видит, что автора представил лауреат премии «Большая книга», - 80 %, что полистает и, если зацепит, купит. А без этого не полистает, и так и будет ваша книга сиротливо лежать на полке. В интернет-магазинах тоже есть возможность почитать отрывок. То, что на вашу книгу написал предисловие известный писатель, должно быть указано в аннотации. То есть потенциальный читатель заходит на страницу вашей книги в интернет-магазине и читает в аннотации, кто написал на вашу книгу предисловие. Задачу с предисловием вы должны решить или самостоятельно, или это решает Интернациональный Союз писателей.

5. Как бы вы ни издали книгу: у классического издателя или по гранту ИСП, дальше нужно думать о продвижении книги и создании личного бренда. Какую ошибку совершают новички, да и не новички тоже? Книга издана классическим издателем - «Эксмо», «АСТ». Как бы все. Пусть этот издатель делает что хочет с ней. Я повторяю: девяносто процентов книг не пойдет без рекламы, и это будет ваша последняя книга в классическом издательстве. А издатель в рекламу неизвестного автора вкладываться не будет. Такой порочный круг. Всем нужно заниматься самому.

Еще смешнее с авторами, которые получили частичный грант ИСП, вложили частично свои деньги, они бегут сразу издавать вторую книгу. Вопрос: зачем? Если ваша первая книга еще никому не известна, это как нищету плодить. Нужно конкретно заниматься книгой, которая вышла. Она должна работать на ваше имя. Из нее нужно получить все, что только возможно, а потом уже переходить к следующей книге. Как продвигать себя и книгу? И с чего начать? Продажи - это хорошо, но вряд ли они будут большие у первой книги. Мы рассматриваем типичный случай. Как я сказал, книга неизвестного писателя - это не товар, а куча бумаги. И уже нужно быть благодарным Богу, что ее взяли хотя бы интернет-магазины типа «Озон» и «Лабиринт». Это уже шаг к созданию имени.

Прежде всего вам нужно сделать имя в литературной среде, это самое сложное. Коллеги завистливы, критики писать о новом писателе не хотят. И тут вам нужно вкладывать или время, или деньги. Время - это эквивалент денег. Вы на работе тратите время, вам за это платят деньги. Как тратить время? Нужно ходить по презентациям, конкурсам, навязываться в друзья к критикам и писателям, пить с ними, заводить половые связи. Если прямо и цинично, то это так и никак иначе. На это уйдет очень много времени. Путь сокращают курсы Чехова, где вас знакомят с писателями и критиками, с литературными агентами. Цель курсов - написать роман. И когда у вас будет готов синопсис, то придет агент, рассмотрит его и уже будет ждать ваш роман. То же самое с критиками: если у вас завязались отношения, то вы можете попросить написать его о вашей книге. Одна книга - пять рецензий минимум.

А еще вы должны давать интервью, которые соответствуют вашему образу. А свой образ вы должны понимать. Сейчас пример приведу один, чтобы не тратить лишнего времени. Это пример из практики. У меня была ученица на курсах, она писала сказки для детей. Милые, талантливые сказки. Детские книги покупают не дети, а родители. Мы должны прежде всего понравиться им. Тут все сложилось удачно, автор была многодетной матерью. Мы сделали на этом акцент, и продажи были. Все остальное мы отрезали. У нее было еще много чего: она танцевала, пела, разбиралась в винах, но это все противоречило образу: многодетная мать, хранительница очага, которая пишет милые добрые сказки для детей. То есть нужно найти то, что вас приблизит к аудитории, и убрать все лишнее.

Ошибки в интервью бывают ужасными. Например, выходит интервью в еженедельнике «Литературная Россия», и там пишут: «Такая-то, такая-то, неизвестный писатель…». Все, интервью работает против писателя. Неинтересно. Зачем тратить время на неизвестного писателя? Скромность нужна была в деревне, когда люди жили общиной. Если ты нескромный, то мог съесть больше и кого-то оставить голодным. Профессия писателя скромности не предполагает. Ты написал текст, ты должен почувствовать себя известным. Ты писатель. Ты известен. Еще раз повторю, что в пиаре так: сто раз скажешь на человека «известный писатель», на сто первый он уже и правда известный писатель. А так люди топчутся годами. Поэтому, если вы сами не можете, вами должен заниматься опытный пиарщик. Интернациональный Союз писателей предоставляет пиарщика и раскручивает авторов.

Телефон руководителя пиар-службы я уже показывал. Один пример приведу. Саша Кругосветов - писатель из Питера. Еще в 2010-м не известен никому, в 2011-м зажглась его звезда, сейчас он лауреат всего на свете, куча книг, целевая аудитория от него без ума, а самое главное - его любят и уважают в литературной среде. Это самое сложное, важное - чтобы тебя зауважали в литературной среде, и с этого нужно начинать продвижение. Работать с аудиторией нужно во вторую очередь, в первую очередь - над созданием имени в литсреде. И никак иначе. Если вы начнете работать с аудиторией, не имея имени в литературной среде, не имея фундаментального имени и уважения, вас проклянут коллеги и никогда в эту среду полноправным членом не допустят. Вы будете для них выскочка, чужой и так далее. Что сделать для признания коллегами? У вас вышла книга, должны быть написаны рецензии на нее, минимум пять. Причем написать должны известные писатели и критики. Таким образом, авторитетный писатель вас представляет, и уже если кто-то выступит против вас, то он не просто критикует малоизвестного автора, но и его протекциониста, покровителя. Рецензий таких должно быть минимум пять на книгу, и выйти они должны в известных газетах и журналах. Вот вы скажете, что задачку Александр Николаевич поставил, но это все решается или долго вашими усилиями, или быстро с помощью Интернационального Союза писателей. Далее ваши интервью должны выйти в ведущих газетах, журналах: целевая аудитория должна понять, что вы успешный, умный, симпатичный человек, у нее должен проснуться интерес к вашим книгам. Раньше я уже говорил о создании медиа-образа через интервью.

6. Ваша книга вышла, рецензии вышли, они облегчают получение литературных премий. Вы уже есть в литературном процессе, но у вас нет регалий и титула. А это важно. Некоторые не понимают, зачем нужны литературные премии. А это знак качества. Это вас выделяет из толпы пишущих. Если на вашей второй книге будет написано «Лауреат Московской премии», «Лауреат премии Франца Кафки», «Лауреат премии “Рыцарь Фантастики”», «Лауреат Гран-при Международного фестиваля им. А. С. Пушкина» - это заставит читателя взять вашу книгу и полистать. Более того, подавляющее количество аудитории купит книгу, даже если она не сильно понравится, просто для того, чтобы понять, почему вам дали премию или почему вы победили на фестивале.

Неизвестному автору сложно, если на вас есть рецензии - это легче, но в целом сложно. У членов жюри есть свои предпочтения, есть люди, укорененные в литсреде, им прежде всего дают премии. Вообще, когда вы подаете работу на премию, вы играете в лотерею. Прочитают - не прочитают, в каком настроении будет рецензент, если у него болит живот или он узнал, что ему жена изменяет, у вас шансы нулевые. И много всего. Тут вам нужно расталкивать конкурентов локтями или стоять на месте. Можно, опять же, тратить время: писать членам жюри (не факт, что они вас оценят адекватно после этого, кроме того, во многих премиях члены жюри засекречены), знакомиться, посылать им рецензии о себе, поужинать с членом жюри, остальное вы знаете. Или быть в организации ИСП, мы лоббируем интересы наших авторов. Кто-то рассуждает, честно это или нет. Так все лоббируют. И известные авторы - тоже. Мы живем в реальном мире, а не в идеальном. То, что ваш текст хорошо написан, - это интересно только вам. Получать литературные премии хотят и писатели, которые известнее вас, поэтому на войне как на войне. Не стали лауреатом - значит, вы тормозите свое развитие. Стали - переходите на следующий уровень. Литература - это жестокая вещь. Нытики, мечтатели, нюни вылетают сразу. Желательно, чтобы премий на каждую книгу было несколько.

7. Далее мы поговорим о продвижении книги и маркетинговой упаковке. У вас есть литературные премии, на вас написали рецензии, вы дали интервью, вы лауреат премий, вот на этом этапе можно активно заниматься расширением аудитории. Какая-то аудитория у вас есть, если вы готовили «авторскую платформу», но аудитории много не бывает. На этом этапе вы должны или за вас должны разработать стратегию продвижения ваших книг. У вас есть какой-то личный бренд, авторитет - теперь нужно создать историю для книг.

Я приведу пример. Куклачёв, которым мы когда-то занимались. Он пишет книги. Сказки о кошках. О чем же еще? Это интересные сказки, но кто только не пишет сказок. Что было сделано для маркетинга его книг? Кто-то из вас слышал об этом. Кто-то может погуглить. Чтобы книги лучше продавались, была придумана концепция. Дети не знают, что такое добро и зло, в силу опыта и возраста, поэтому детская жестокость - это факт. Травля в школе, садистское порой отношение к животным и другое. Придумали «Школу доброты». Что это такое? Вот эти сказки, сборники этих сказок Куклачёва назвали учебниками доброты. Через сказки о кошках, через ситуации, которые там возникают, дети учатся понимать, что хорошо и что плохо. Это нужная тема. В какой-то момент удалось получить гриф департамента образования Москвы, и книги рекомендовали для внеклассного чтения. Куклачёв пошел учиться в аспирантуру. И этот проект существует до сих пор. И приносит огромную прибыль. То есть важна маркетинговая упаковка. Об этом мы поговорим на других вебинарах.

Естественно, нужно наращивать на этом этапе активность в соцсетях и на своем сайте, собирать единомышленников. Вторая книга должна выйти по предзаказу. Это цель. Тут без вложения средств или огромного ресурса времени никак. Мы помогаем и в этом тоже. Это отдельная тема для беседы. Позже я вас подробнее в нее посвящу. Кому не терпится, подавайте работы на творческий конкурс курсов им. Чехова, поэты - на курсы имени Ахматовой, если вы пройдете приемную комиссию, то мы будем с вами работать.

На этом я прервусь. Я дал, итак, много материала, вам нужно подумать. Все, что я сказал, - это основа. Если вы не готовы играть в эту игру и тратить свое время или деньги, то вы не станете известным, уважаемым писателем, к вам никогда не потянутся заплаканные ученики и не протянут вам заплаканные рукописи. Вы не войдете в большую или коммерческую литературу. Самое большее - вы будет радовать своим творчеством папу, маму, детей, собаку, подписчиков во «ВКонтакте». Это будет хобби. По-серьезному вас никто не будет воспринимать. Есть вопросы?

Ответы на вопросы.
Previous post
Up