Я уже восемь лет веду литературные курсы и видел много начинающих авторов. С наших курсов выходили звезды и звездочки современной литературы, а кто-то, наоборот, понимал, что не тянет.
Объясняешь основы техники, как правило, на пальцах. Конечно, есть уже разработанные нами методы, учебные планы. Но такого, чтобы преподаватель взял рассказ из домашнего задания студента и показал, как он бы развернул сюжет в предлагаемых обстоятельствах, такого у нас не было. Решил провести этот эксперимент сам.
Задание для студентов было «Написать новеллу». Все справились с ним по-своему. Преподаватели, как правило, не ждут, что студенты выполнят задание т.к. новелла, наверно самый сложный жанр: четко структурированный. Обратимся к всезнающей Википедии:
«Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Экспозиция факультативна. Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный «соколиный» поворот (т. н. пуант), который соответствует в поэтике Аристотеля моменту узнавания, или перипетии. В связи с этим Виктор Шкловский отмечал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б».
Как правило, на наших курсах дают задание написать новеллу, чтобы понять слабые места студента и решить, чему его нужно научить в первую очередь.
Я не претендую на истину в последней инстанции. Творчество индивидуально. Однако мое мнение о том, как писать современную новеллу, вы узнаете, если прочитаете оба текста.
Возможно, я поставлю этот пример в учебник, над которым работаю сейчас. Свои отзывы вы можете посылать на электронную почту Интернационального Союза писателей info@inwriter.ru
В теме пишите: «Александру Гриценко. Литературный эксперимент». Жду ваших отзывов.
О литературных курсах имени А.П.Чехова и М.А.Чехова можно прочитать на официальном сайте:
http://literaturnye-kursy.ru И еще, когда вы будете вчитываться в эти тексты, прошу вас обратить внимание на проработку образов, детали и финал. Это очень важно. Читать нужно медленно, не в метро, а дома, в тишине. Прочитав, нужно подумать, а потом написать мне на почту или в комментариях обсуждения. Иначе никакой пользы от этого эксперимента для вас не получится.
Александр Гриценко
Варианты рассказов на официальном сайте литературного журнала "Российский колокол":
http://ros-kolokol.ru/news/literaturnye-kursy-eksperiment-aleksandra-gritsenko.html