Публикую свою переписку с Министерством образования. Они уже и не отрицают того, что образование в гимназиях, лицеях и спецшколах теперь станет ПЛАТНЫМ! За все дополнительные уроки иностранного, математики, информатики , которые не вписаны в стандарт - теперь придется платить!
Министерство образования открыло свою страничку в Живом Журнале и призвало блоггеров присылать вопросы. Я тоже прислала свой, т.к. в гимназии, в которой учится моя дочь вместо 4-х уроков английского в неделю оставляют всего 2.
Вот что писал Минобр на своей страничке:
"Основное общее образование платным не будет. Это зафиксировано в Конституции. Изменяются механизмы финансирования школ.
Мы включили этот вопрос в список будущих публикаций. Мы надеемся, что, совместно с читателями блога, мы сможем сделать эту тему ясной."
Разумеется я не смогла молчать и направила свой вопрос:
Ссылка на приказ об изменении в федеральный базисный учебный план от 3 июня 2011 года №1994:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm1994-1.pdfСо 2-го по 4-ый класс при 5-ти дневке:
Русский язык - 3
Литературное чтение -2
Иностранный -2
Математика -4
Окружающий мир -2
Музыка -1
ИЗО -1
Технология (Труд) -2
Физ-ра -3
+ 3 часа на региональный и школьный компонент.
Особенно хороши 3 русского и 2 чтения в неделю для начальной школы?
Поэтому во многих школах этот добавочный компонент отдают 2 часам русского и 1 час на литературу.
В нашей гимназии так и сделали. В прошлом году было 4 английского в неделю, теперь остается 2.
Час риторики теперь также не вписывается в учебную программу.
Новый САНПИН при 5-ти дневке в начальной школе урезал часы с 25 до 23, и добавил третью физ-ру. Получается у нас отобрали три полноценных урока.
Якобы в целях уменьшения нагрузки. Но на самом деле о ней речи не идет, т.к. эти урезанные часы придется все-равно добирать, но уже платными факультативами или репетиторами.
Как можно изучить углубленный английский за 2 часа в неделю? Это фикция!
Под угрозой, прежде всего, гимназии, лицеи и школы с различными углублениями.
Все они теперь становятся частично платными. Да и школные поборы никто не отменял, более того, их теперь узаконили. И школы теперь на законных основаниях могут собирать с родителей деньги на покраску стен (обои теперь новый САНПИН запрещает), жалюзи и т.д.
Плата за школу с каждым годом растет и становится узаконенной.
Опять же, в нашей гимназии в следующем году сокращена одна ставка воспитателя группы продленного дня.( И, вообще, будет ли она? Обеспечить спальные места! Очень здорово все бесплатные школы позакрывать - придумать такой САНПИН, который ни одна школа не потянет! )
Значит и продленка в следующем году в лучшем случае будет платной (если будет).
Если в следующем учебном году мы будем вынуждены платить за 3 срезанных урока (ИБО КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ СИЛЬНО СНИЖАЕТСЯ) - РАЗВЕ ЭТО НЕ ПЕРЕХОД К ПЛАТНОМУ ОБУЧЕНИЮ?
Вот что отвечают разработчики стандарта на вопрос: «Не считаете ли Вы необходимым выделение специального стандарта для таких видов образовательных учреждений, как гимназии и лицеи?».
«-Я не считаю, что необходима разработка специального стандарта для гимназий и лицеев. Гимназии и лицеи - это образовательные учреждения, реализующие программы начального, основного и полного общего среднего образования, входящие в стандарт образования, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации полностью оплачивается государством. Если гимназии и лицеи реализуют дополнительные программы, то это может вводиться как платное обучение. Но выделение их в отдельные субъекты стандартизации я считаю необоснованным.»
http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=263Сами разработчики ясно указывают на то, что бесплатных гимназий и лицеев для одаренных детей больше не будет!!!
Сегодня получила ответ:
"С точки зрения права, гимназия ничем не отличается от обычного образовательного учреждения. И должна обеспечивать бесплатность общего образование в размерах, предусмотренных ФГОС. При этом ФГОС будут устроены так, что в них будет определено минимальное и максимальной количество учебных часов, которые должны быть бесплатными. А это означает, что если учредитель хочет оставить гимназии дополнительные часы по предмету, на котором она специализируется, то он должен обеспечить финансирование.
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 19 марта 2001 г. № 196, лицей и гимназия являются общеобразовательными учреждениями. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС). ФГОС определяется как совокупность требований к структуре, результатам и условиям реализации основной образовательной программы. Проектом ФГОС среднего (полного) общего образования определяется минимальное и максимальное количество учебных часов для каждого школьника в неделю (30 и 37 соответственно), а также количество учебных занятий для каждого ученика за 2 года (минимальное - 2100, максимальное - 2590), которые будут бесплатными. Таким образом, государственные гарантии на общедоступность и бесплатность общего образования в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования будут соблюдены.
Давайте аккуратно разберемся с тем, что вызвало Ваше негодование. Если Вы откроете предыдущую редакцию федерального базисного учебного плана, то Вы увидите, что распределение часов было таким же:
http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m889.html.
Более того, в соответствии с новыми ФГОС, которые вступают в силу с 1 сентября 2011 года и по которым начнут учиться все первоклассники, количество часов по обязательным предметам сохранено прежним, соответствующим максимально возможному количеству аудиторных часов согласно санитарным правилам и нормам (например, не менее 2904 часов по начальной школе). К тому же, предусмотрено расширение обязательной внеурочной работы с обучающимися.
В настоящее время содержание образования в конкретном учреждении определяется программой, утверждаемой и реализуемой учреждением самостоятельно. Действующий в настоящее время стандарт (ФГОС) состоит из трех компонентов, одним из которых является федеральный (который не может быть изменен), а часы двух других - регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения школы могут использоваться для введения учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов. По действующему закону, обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении школой посредством участия в деятельности органов школьного самоуправления, таких как Совет образовательного учреждения, ученический комитет и др.).
Возможно, что Вам имеет смысл уточнить в своем образовательном учреждении, почему были приняты те решения относительно сокращения предметов, о которых Вы пишете. Вопрос о сокращении ставок также решается на уровне учебного учреждения.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Это государственные социальные обязательства, от которых без изменения действующего основного закона государственные институты не могут отказаться, так как Конституция Российской Федерации является законом прямого действия. Это означает, что любые принятые на разных уровнях власти (федеральном, региональном или муниципальном) законы или нормативные акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
В рамках действующих государственных образовательных стандартов предусмотрено финансовое обеспечение за счет средств соответствующего бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы."
ВСЯ СУТЬ ОТВЕТА БЫЛА В ПЕРВОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ:
"С точки зрения права, гимназия ничем не отличается от обычного образовательного учреждения. И должна обеспечивать бесплатность общего образование в размерах, предусмотренных ФГОС. "
А ФГОС предусматривает стандарт только для обычной школы. Отдельных стандартов для гимназий и лицеев НЕТ и НЕ БУДЕТ!
"если учредитель хочет оставить гимназии дополнительные часы по предмету, на котором она специализируется, то он должен обеспечить финансирование. " - Какой учредитель? Кто захочет? Родители? - значит они и должны платить?
Далее идет много воды о Конституции, бесплатности в рамках стандартов (ТОЛЬКО КАКИХ СТАНДАРТОВ?),
где гарантии, что эти стандарты под благовидными предлогами уменьшения нагрузки с каждым годом не будут становиться все меньше и меньше?
А это мой ответ МинОбру:
" Давайте разберемся на каком основании в нашей гимназии в начальных классах (2-4) урезаются 3 урока - 2 урока английского и 1 риторики. Напоминаю, у нас пятидневка.
С 1 сентября 2011 вводится новый САНПИН, по которому предписывается максимальная нагрузка со 2-го по 4-ый класс при пятидневке 23 часа.
В старой версии САНПИНА было 22 часа, но была такая фраза:
"При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов."
В новой версии САНПИНА данной фразы нет.
Получается, что недельное количество уроков сокращается на 3 урока (вводится 3-ий урок физкультуры, поэтому сокращается не 2 урока, а 3).
Казалось бы, САНПИН руководствовался благими намерениями.
Но, как тогда объяснить обязательные послеурочные факультативные занятия, предусмотренные новым ФГОС начальной школы: 10 в неделю (по 2 в день).Уж какое тут уменьшение нагрузки!