Feb 27, 2010 13:30
Моя мама родилась в 1933-ем году десятым ребёнком в семье. В 1941-ом пришли немцы. В 1943-м они ушли. Своими детскими воспоминаниями она делилась со мной (пока была жива).
Рассказ №1 (физик).
Перед отступлением наши войска получили приказ уничтожить военный склад с продовольствием. Офицеры не стали выполнять приказ. Вместо этого они шепнули нескольким жителям посёлка и те разобрали продовольствие по домам. Моему деду досталось несколько мешков сухарей. То же самое сделали с запасами магазина. Дед принёс из него ящик сливочного масла. Из-за этого ящика деда потом чуть не расстреляли немцы. Был в селе один учитель, который решил не уезжать на восток с нашими войсками. Надеялся, что его, беспартийного, не тронут. Немцы тронули. Видимо, как представителя местной интеллигенции и носителя большевистской идеологии. И вот, спасая свою шкуру, этот учитель физики сообщил немцам, что перед их приходом мой дед участвовал в разграблении магазина. Короче, уголовщина. Она в те годы лечилась пулей. Немцы дали команду устроить у нас обыск. Но полицаи предупредили нашу семью и тот злополучный ящик масла был спрятан под соломой. Вечером немцы пришли вместе с учителем. Поискали очень формально и нехотя, ничего не нашли. Отвели учителя за огород и расстреляли.
Рассказ №2 (сахар).
Перед своим приходом немцы бомбили железнодорожную станцию. На станции стояли вагоны с боеприпасами и продовольствием. Они начали гореть. Чтобы не сгорели все, нашим солдатикам дали приказ расцеплять вагоны. Одна бомба (а может, снаряд) угодила прямо в солдат. Это было рядом с вагоном с сахаром. Вагон горел, сахар плавился и вытекал на землю, смешиваясь с кровью и останками солдат. Местные жители это знали и этот сахар не брали. Но потом к нам в посёлок пришли беженцы. Они бежали на запад от фронта. Всегда голодные, каждый день ходили по домам и просили есть. Мы давали им сухари (те самые, армейские). А тот сахар с земли вскоре исчез. То ли беженцы не знали про солдат, то ли голод - не тётка.
Рассказ №3 (поросёнок).
Первое, что сделали немцы, появившись в нашем посёлке - это поймали и зарезали нашего поросёнка. Выходя с нашего двора, немец увидел мою тётушку Олю (она на несколько лет старше моей мамы), отрезал у поросёнка хвостик и подарил ей. Солдатский (или немецкий?) юмор.
Рассказ №4 (карта).
Во время немецкой бомбёжки и пожара на станции сгорел вагон со снарядами. Один из снарядов прилетел в крышу нашего дома, и дом сгорел. Некоторые жители (партийные и учителя) в это время готовились к эвакуации. Одна учительская семья предложила моему деду занять после их отъезда их дом. Что наша семья и сделала. Дом был хороший, большой. Очевидно по этой причине к нам сразу и пришли немцы. Немецкий чин увидел на стене карту СССР, оставшуюся от партийных учителей, и стал кричать на деда: "коммунист?!". Дед мог немного говорить по-немецки (научился во время семилетнего австрийского плена после первой мировой) и сумел объяснить немцу, что дом не наш. Благодаря этому и не расстреляли. А карту после этого дед сразу же сорвал.
Рассказ №5 (колодец).
В нашем относительно большом посёлке был всего один колодец. Очень глубокий. Его воды хватало на всех. Но немцы запретили местным жителям пользоваться колодцем днём. Днём им пользовались только немцы. А местные бегали за водой ночью.
Рассказ №6 (немецкий язык).
В нашем доме поселился какой-то немецкий чин. Но нам иногда разрешалось заходить в дом (а иногда выгоняли). И вот как-то моя мама сидела дома за столом и делала уроки. Школа тогда не работала, но мой дед сам учил своих детей немецкому языку. Сзади подошёл немец, увидел, что она пишет слова по-немецки и погладил по-голове, произнося: "gut, eine kleine, gut" (хорошо, маленькая, хорошо).
Рассказ №7 (пленные).
Перед приходом немцев наш колхоз успел собрать картошку, но не успел её вывезти. Картошка осталась лежать в куче вдоль дороги. Когда мимо нашего посёлка гнали колонну наших пленных солдат, один из них схватил одну картошину из этой кучи, но его сразу же расстреляли немцы.
Рассказ №8 (мука).
Когда пришли немцы они провели акцию по раздаче муки населению. Дети со всего посёлка скопились у станции около вагона, а немцы сидели в вагоне с мукой. Моя мама стояла дальше всех и, в отличие от всех, не рвалась вперёд, не толкалась и не кричала. Немец позвал её. "Маруська, тебя!" - сказали моей маме. Она подошла и немец насыпал ей муки без очереди.
Рассказ №9 (котёнок).
Мы жили недалеко от брянских лесов. Хорошее место, чтобы спрятаться. Поэтому были партизаны. Сами немцы лес не любили и боялись. Поэтому партизан ловили другие. Несколько человек из них жили некоторое время в нашем доме. Высокие, носатые, грязные, ловили в голове вшей (наверное, лосиных), сидели на полу, пердели. Убили дверью нашу кошечку. Дед сказал, что это финны. Сами финны после войны отрицают своё участие в войне на нашей территории. Не знаю, может дед и ошибся (сейчас уточнить не у кого, все умерли).
Рассказ №10 (партизаны).
В соседней деревне (два киллометра от нас) немцы взяли девчонку лет двадцати пяти, обвинив её в пособничестве партизанам. Не знаю, что за улики у них были, но её зарезали штыками. Труп потом таскали по земле по соседним деревням для устрашения.
Рассказ №11 (лошадь).
Перед отступлением наши власти собрали всю скотину и угнали на восток. В посёлке не осталось ни одной лошади. То есть возить дрова и выполнять прочую работу было не на чем. Но братья моей матери поймали в лесу и привели домой молодую лошадку. Видимо, отбилась от табуна. Назвали Яшкой. На ней работали сами и давали пользоваться всему посёлку. Как-то вечером к нам пришёл полицай и потребовал дать ему лошадь. Ему нужно было ехать в соседнюю деревню и он хотел верхом. Моя бабушка возразила, так как лошадь весь день работала и натёрла до крови шею. Полицай настаивал. Бабушка подчинилась, но сказала: "вот подожди, вернуться наши...". Полицай доложил немцам, те приказли посадить бабушку на сутки в яму от автомобильных весов. Еду ей носила моя мама. Не зря у бабушки было прозвище Арина-горячая. А лошадка та очень помогла нашей семье.
Рассказ №12 (Саша и Пётр).
Немцы угнали двух братьев моей мамы в Германию. Сели на телегу и поехали на запад. Через некоторое время они обнаружили, что конвоя нет. Повернули назад, но не доехали до родной деревни. Их остановил патруль и развернул назад. Освободили их американцы. Кое-кому из освобождённых (самым симпатичным, производящим хорошее впечатление) американцы предлагали поехать в Америку. Дядя Петя отказался. Но потом всю жизнь хвастался, что ему американцы предложили, а дяде Саше - нет. Попав в СССР, братья были сосланы на Дальний Восток (город Артём), работать в шахте. Это было наказание за то, что работали на немцев. Через некоторое время Пётр вернулся домой, а Саша остался и прожил всю жизнь. А когда уже на пенсии решил вернуться, неожиданно погиб. Выгодна эта смерть была его жене, которая была ещё та штука и не хотела ехать на Смоленщину.
Рассказ №13 (уход немцев).
Перед своим уходом немцы вывели всех жителей посёлка на дорогу. Вдоль обочины лежали большие круглые мины, связанные между собой проволокой. Немцы подожгли дома. Недалеко стояла легковая машина с немецким начальством. Вдруг в неё попадает мина, начальство отбросило коньки, рядовые в панике, народ кинулся бежать. Убежали недалеко, в ближайший лес. Сидели там до вечера. У одних была собака и вдруг она залаяла. На них все зашикали, так как боялись немцев, а она всех выдала. Через минуту появился военный. Одна тётка, боясь, что немец сейчас примет их всех за партизан, закричала: " Пан, не стреляй, маткин хаус капут!". Неожиданно военный ответил по-русски: "Вот и хорошо, что капут". Оказалось, что наши разведчики заметили дым от пожара, быстро прошли пять километров и подорвали из миномёта немецкую машину. Народ вернулся в посёлок. Дома догорели. Дед видит, что наши военные выгребают нашу картошку, которую мы хранили в землянке. На возражения офицер ответил: "Отец, мне нужно кормить бойцов. Твою семью накормим, а остальное заберём". Так к нам пришло освобождение и голод.
Рассказ №14 (швейная машинка).
Дед научился профессионально шить во время семилетноего плена в Австрии. У него была швейная машинка фирмы Зингер. Перед пожаром дед вынес её как самое ценное из дома и оттащил в огород, накрыв корытом. Но от пожара машинка всё равно сильно закоптилась (сгорело масло от сильной жары). Первое, что дед сделал после прихода наших - построил шалаш, разобрал машинку, почистил её, собрал снова и пошёл с ней по соседним деревням, не тронутым немцами. Там он искал заказы, шил и перешивал. Платили ему картошкой. Через несколько дней он привёз несколько мешков картошки. Её посадили и через несколько месяцев у семьи была еда.
Рассказ №15 (офицеры).
В посёлке появились наши офицеры. А у моего деда появились заказчики. Он перешивал им вещи, приталивал мешковатые шинели. Платили ему солдатскими рукавицами, сапогами. Однажды дед нашёл немецкий склад с боеприпасами и попросил офицеров разрешения взять для строительства дома брёвна из стен этого склада. Офицеры не только разрешили, но и выделили грузовик. Дед всё быстро перевёз и вскоре построил новый дом. Правда, стены у него были тонкие, так как склад не был таким капитальным сооружением, как дом.
Рассказ №16 (дядя Коля).
После немцев осталось много мин. Мальчишки выплавляли из них тол и глушили им рыбу на речке. Речка была далеко, за много километров. Рыбы они приносили много. Однажды дед застал брата моей мамы (Николая) за выплавлением тола в непосредственной близости от нашего дома. Моментально дед собрал вещи и отвёз его от греха подальше в Питер, где он и прожил всю жизнь.
Рассказ №17 (блокада).
Два брата и две сестры мамы провели войну в блокадном Ленинграде. Иван и Стеша выжили, Клава и Алексей умерли от голода. Стеша дежурила на крышах, сбрасывала на землю зажигательные бомбы. Она получила ранение руки. Но у неё был паёк и она выжила. Иван смог ходить к линии фронта и там находить убитых лошадей. Это мясо спасло его. Клава работала на вагоноремонтном заводе, а Алексей был проводником. Но вагоны в блокаду не были нужны. Поэтому не было пайка, поэтому они умерли.
Рассказ №18 (голод).
После освобождения был голод. Соседка предложила моей бабушке забрать мою маму к себе с тем, чтобы было проще прокормить остальных детей. Бабушка согласилась. Об этом мама рассказала своей невестке и племяннице в 2009-ом, за неделю до смерти. А до этого хранила свою тайну.
Рассказ №19 (работа).
Немцы нещадно вырубали наш лес. Во-первых, они стелили лесом дороги, чтобы могла пройти техника. Во-вторых, боялись партизан. После освобождения советская власть сразу стала засаживать вырубки. Моей бабушке удалось устроить мою маму на эту работу. Этот зароботок был хорошей помощью для семьи.
Второй работой, куда маме удалось устроиться - это прокладывание под железнодорожным полотном трубы. Мама носила щебень, копала. Работала босиком, так как не было обуви. На эти деньги бабушка купила поросёнка.
Продолжение следует...
война